Композиторы — интеллектуальная элита среди музыкантов. Люди, которые создают, а не просто исполняют. Рассказ о профиле профессии композитора — это история о том, как цифровизация передала шансы на успех от одних типов людей к другим.
Поддержать уже проделанную нами работу и ее продолжение можно здесь. Автор признателен всем, кто уже это сделал.
Скачать поименный список проверенных композиторов и дополнительную статистику можно здесь
Смотрите также:
Профиль музыканта
Мы проверили типы 80 композиторов разных лет. Преимущественно тех, кто уделял внимание кино и, в последние десятилетия, компьютерным играм.
С чем связан выбор? Для композитора быть востребованным также важно, как и для человека любой профессии. «Искусство для искусства» — удел немногих. Кто заказывает музыку? Во времена Моцарта и Бетховена это были дворы и магнаты. Позже — магнаты финансовые. К середине XX века появилось звуковое кино. Саундтреки появились еще раньше — таперы в кинотеатрах. Наконец, с конца прошлого века внимания потребовали компьютерные и видеоигры.
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Технология работы традиционная: просмотр видео на Youtube с особым вниманием к речи. Кто перед нами: статик или динамик, квестим или деклатим, позитивист или негативист, конструктивист или эмотивист? Композиторы прошлого проверялись по текстам — в первую очередь письмам.
Музыку считают занятием для интуитов.
Среди проверенных нами композиторов — 71 интуит из 80 (89%), среди музыкантов — 256 из 374 (68%). 61% композиторов — белые интуиты всех типов (ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ). Среди музыкантов — всего 35%. Быть интуитом, динамиком и решительным для композитора особенно критично.
Интуитов среди композиторов как было, так и осталось много: 45 из 50 среди рожденных до 1944 г. и 26 из 30 среди рожденных с 1945. Но есть интуитивные логики и интуитивные этики, и среди них перемены радикальные.
За последние десятилетия профессия композитора стала цифровой и технологичной.
В XVIII веке, да и в первой половине XX композиторы пользовались только нотами и акустическими инструментами — клавесином, потом роялем.
Теперь смотришь на видео, как работают авторы саундтреков к фильмам и играм. Компьютер с программой-секвенсором, MIDI-клавиатуры, синтезаторы, гитары. Иные держат под боком безладовый бас или Chapman stick и с ходу загоняют в цифровую аранжировку.
Композиторы прошлого и настоящего — это одна профессия или разные?
Одни и те же люди сочиняют музыку с арсеналом, который был тогда, и с тем, который сейчас? Или это разные люди, и у них разные типы?
Теперь, когда мы изучили вопрос, можно судить о том, кого было много в XVIII — большую часть XX века, в доцифровую эпоху. И кого много сейчас. Особенно когда речь идет композиторах, которые пишут музыку к фильмам и играм.
Интуитивных этиков среди композиторов было немало. Но теперь, когда профессия композитора стала технической, их перспективы под сомнением.
Интуитивных этиков среди проверенных композиторов — 30%. Среди музыкантов — 19%. Но в обоих случаях это люди старшего возраста. Среди тех, кто помоложе, интуитивных этиков единицы.
Вымывание аристократов, о котором мы уже писали применительно к музыкантам, с композиторами случилось по полной. Судите сами!
Из представленных в списке 25 аристократов только 2 родились после 1944 года. Среди 30 родившихся с 1945 года композиторов — 2 аристократа из 30. Среди 50, родившихся до 1944 гг. — 23 из 50, почти половина. Пятеро старейших (1756 — 1888 г. р.) — сплошь интуитивные этики, из них 4 ЭИЭ.
Практически все интуитивные этики проявили себя в давние годы.
Распределение 30 более молодых композиторов по типам выглядит почти как у юристов: ЛИЭ — 14, ИЛЭ — 6, СЭЭ и ИЛИ — по 3, ЭИЭ и ИЭЭ — по 1.
Для сравнения, среди 50 более старших: ЭИЭ — 15, ЛИЭ — 10, ИЛЭ — 7, ИЭЭ — 5, ЛИИ, ИЛИ — по 3, ИЭИ, СЭЭ, ЭСИ — по 2, СЛЭ — 1.
Для интуитивных этиков наличие индивидуальных сверхспособностей особенно критично. Моцарт (ИЭЭ) с феноменальной памятью и умением схватывать на ходу, Бетховен (ЭИЭ), который создавал передовую для того времени музыку, имея проблемы со слухом по нарастающей. Шостакович (ИЭИ) — классический случай для своего типа: историй успеха мало, но вдруг проявляется суперпрофессионал там, где не ждали. Как Месси в футболе.
По поводу Бетховена и сверхспособностей. Автору довелось смотреть фильм
«Героическая симфония». В Вене 1804 года даже не один Бетховен, а музыканты в оркестре показаны настоящими монстрами: они без репетиций, с одного раза считывали ноты и выдавали премьеру с ходу. По словам критиков, так оно и было.
Люди других типов, логики — интуитивные, возможно, сенсорные, как правило в состоянии с помощью рутинных, общепринятых навыков сделать какую-то карьеру, устроиться в жизни. А вот у интуитивных этиков ситуация такая: либо они показывают сверхспособности, да еще могут убедить в этом мир, либо им намного труднее справляться с рутинными ситуациями, устраивать жизнь.
Как мы видим, интуитивные этики имели немало шансов в качестве композиторов и музыкантов доцифровой эпохи. В XXI веке их шансы преуспеть резко снизились.
Есть еще сенсорные этики, у которых все поделено: 1 + 3. СЭЭ и остальные. СЭЭ устраиваются прекрасно. У них есть даже шансы в IT и финансах. Композиторы тоже встречаются, такие, как Георгий Свиридов. Отдельные композиторы — ЭСИ были, но с СЭИ и ЭСЭ ситуация традиционно печальная, словно они занимаются только частной жизнью и нигде не высовываются.
Ближайшие перспективы — новое тяжелое испытание: нашествие искусственного интеллекта, который берется за создание музыки сам. И даже переписывает от себя то, что не создали композиторы прошлого.
Операции с искусственным интеллектом и нейросетями — новое занятие для интуитивных логиков, дальнейший крен в их сторону.
На примере композиторов и музыкантов мы видим, как цифровизация изменила их работу и перетряхнула списки людей, у которых в этом деле есть шансы.
Раньше люди, у которых с обычной карьерой были проблемы, могли попытать счастья в творческих профессиях. Теперь разница сходит на нет.
Востребованы одни и те же люди, и они делают погоду везде. Для других вопрос о перспективах встает ребром. Если обществу не все равно. Оно должно повернуться к проблеме лицом. А ее пока не замечают и знать не знают.
Немного статистики
Распределение по типам
ИЛЭ — 13
ЛИИ — 3
ЭИЭ — 16
СЛЭ - 1
ИЭИ — 2
СЭЭ — 6
ИЛИ — 7
ЛИЭ — 24
ЭСИ — 2
ИЭЭ — 6
Не представлены: СЭИ, ЭСЭ, ЛСИ, ЛСЭ, ЭИИ, СЛИ
Лидеры (ЛИЭ, ЭИЭ, ИЛЭ) — 53
Середина (ЛИИ, СЭЭ, ИЛИ, ИЭЭ) — 22
Редкие (СЛЭ, ИЭИ, ЭСИ) — 5
Признаки
Экстраверты — 66 / Интроверты — 14
Статики — 31 / Динамики — 49
Интуиты — 71 / Сенсорики — 9
Логики — 48 / Этики — 32
Рационалы — 45 / Иррационалы — 35
Квестимы — 42 / Деклатимы — 38
Тактики — 30 / Стратеги — 50
Эмотивисты — 41 / Конструктивисты — 39
Позитивисты — 45 / Негативисты — 35
Процесс — 42 / Результат — 38
Беспечные — 61 / Предусмотрительные — 19
Упрямые — 38 / Уступчивые — 42
Решительные — 58 / Рассудительные — 22
Объективисты — 45 / Субъективисты — 35
Демократы — 55 / Аристократы — 25
Ригидные — 27 / Лабильные — 53
Отличия композиторов от музыкантов и немузыкантов
Проверенные знаменитости были разбиты на группы по основному роду занятий:
— композиторы
— музыканты, которые не поют
— музыканты, которые играют и, может быть, еще поют
— певцы, которые, может быть, еще играют
— певцы, которые не играют
— немузыканты
Последовательность от композиторов до певцов важна, потому что есть два полюса. Певцы больше взаимодействуют с публикой. Заметна тенденция: чем ближе к композиторству и дальше от публики, тем больше интуитов или интуитов-экстравертов. Чем ближе к пению, тем больше этиков-эмотивистов, особенно СЭЭ.
Доля интуитов среди композиторов (89%) заметно больше, чем среди известных людей — немузыкантов (50%).
Можно проследить и долю 7 типов сенсориков (кроме СЭЭ). Среди композиторов их 4% при 34% среди известных немузыкантов.
Интуитов — экстравертов — беспечных среди композиторов — 74% при норме в 35% среди немузыкантов.
ЭИЭ и ЛИЭ в сумме — это 50% среди композиторов при 20% среди известных немузыкантов.
Самый представленный сенсорный тип, СЭЭ — это 8% среди композиторов и 16 % среди немузыкантов. А вот среди музыкантов их значительно больше, почти 23% и первое место. Если брать только певцов, их доля доходит до 31% среди тех, кто только поет и не играет на инструментах, и 28% среди певцов, которые могут сочетать пение и игру на инструменте.
Остальные этики — иррационалы — эмотивисты (СЭИ, ИЭИ, ИЭЭ) составляют 7% среди немузыкантов и целых 14% среди певцов (с учетом играющих на инструментах).
Подробные цифры доступны на Boosty вместе со списком композиторов.
Некоторые малые группы
Квадры:
1 — 16
2 — 19
3 — 39 (все типы)
4 — 6 (1 тип)
Клубы:
ИЛ — 47 (все типы)
СЭ — 8
СЛ — 1
ИЭ — 24
Матрицы (МГ28):
М1 — 9
М2 — 5
М3 — 26 (все типы)
М4 — 40 (интуиты)
МГ15:
ЧИ — 22
БС — 0
БИ — 49 (все типы, 61.25%)
ЧС — 9
МГ9:
БЛ — 17
ЧЭ — 18 (все интуиты)
БЭ — 14
ЧЛ — 31 (все интуиты)
© Владимир Львов, 2024