(c) Владимир Львов, 2008
Рынок программного обеспечения породил немало культовых фигур, интересных не только миллиардами заработанных долларов, но и способностью на нестандартные мысли и решения. Важная сторона успеха Билла Гейтса, Стива Балмера, Ларри Эллисона и Стива Джобса в том, что все они — яркие представители своих типов личности, которые научились жить естественным для себя образом, опираясь на их сильные стороны.
Сделать это позволяет техника анализа письменной и устной речи с опорой на 15 признаков — критериев отличий между 16 типами. С точки зрения соционики, между любыми двумя типами есть 7 элементов сходства и 8 элементов различия. При определении типа личности наша цель — выявить достаточное количество его отличительных особенностей.
О Билле Гейтсе немало написано даже в соционической литературе — он заслуженно считается ярким представителем своего типа. Зная его особенности, намного проще понять секреты его успеха: Билл не просто видит, что можно сделать, а умеет выбрать то, что принесет результат, без особой раскачки поставить перед командой выполнимые задачи и довести их до ума. Гейтсу, как и Джобсу, свойствен проектный стиль работы. Передача дел Стиву Балмеру удивляет не тем, что она произошла, а тем, что произошла слишком поздно, а нынешние успехи Джобса в Apple — следствие их многолетнего отдыха друг от друга. Людям с результативными социотипами, а особенно интуитам, тяжело задерживаться на одном месте; даже эксцентричному Эллисону стабильность дается проще, хоть и по-своему им понимается. Стабильность по Эллисону — это не только напряженная работа, но и вкус к жизни и разнообразие ощущений.
Неудивительно, что Эллисон противопоставляет себя Гейтсу, но спор так и затянулся на годы. Интеллект обоих лучше всего понимает идеи и технологии, но их подход и система ценностей в корне противоположны. Концепции Эллисона стройнее и красивее, но у них меньше шансов на скорое воплощение в жизнь. Показательна история 1995-98 годов с концепцией сетевых компьютеров, выдвинутой Эллисоном и, несмотря на мощный PR, закончившуюся сохранением господства PC с Windows при их значительном удешевлении. Эллисон при первых признаках неудачи новой идеи отложил в сторону яхты и истребители, чтобы модернизировать основной бизнес с базами данных — и все остались на местах. Впрочем, проблемы эффективности и безопасности корпоративных систем на основе PC никуда не делись, и кто знает, какие повороты нас ждут.
Примечательно, как через несколько лет после того, как ценящий идейную стройность выше практицизма Эллисон не смог покорить мир с устройствами без жесткого диска, Джобс преуспел на музыкальном рынке, убедив гигантов звукозаписи в желании потребителя держать фонотеку под рукой, а не на сервере. Революция все равно случилась — не одна, так другая.
Определение социотипов ведущих игроков IT-бизнеса позволяет по-новому взглянуть их достижения и нюансы взаимоотношений, о которых уже не раз было написано и, что еще важнее, лучше понять их ход мыслей. Это люди, у которых есть чему поучиться, и в первую очередь, умению опираться на себя. У каждого из нас тоже есть свой социотип со своими особенностями. Он может совпадать или не совпадать с социотипами легендарных миллиардеров, но в любом случае можно разобраться, в чем мы похожи, а в чем непохожи на каждого из них.