Историю рока творят люди со своими сильными и слабыми сторонами. Это не только история взлетов и падений, но и история человеческих отношений, альянсов и конфликтов. Это история человеческих талантов, без которых не было бы ни самой музыки, ни ее поклонников, ни индустрии шоу-бизнеса. В новом не имеющем аналогов исследовании идет речь об особенностях людей, которые сделали западную рок-музыку «тяжелых» направлений такой, какая она есть.
©
Владимир Львов, 2006
Социотипы некоторых ведущих музыкантов «тяжелых» направлений
Тип | Кол-во | Представители |
Дон Кихот | 11 | Blaze Bayley, Anneke van Giersbergen, Kai Hansen, Lemmy Kilmister, Blackie Lawless, Carl McCoy, Dave Mustaine, Jimmy Page, Fernando Ribeiro, Derek Sherinian, Adrian Smith |
Дюма | - | - |
Гюго | 2 | Candice Night, Sammy Hagar |
Робеспьер | 4 | Ritchie Blackmore, Steve Hackett, Steve Hogarth, Tony MacAlpine |
Гамлет | 6 | David Coverdale, Paul Di'Anno, Michael Kiske, Yngwie Malmsteen, David Lee Roth, Victor Smolski |
Максим | 2 | Michael Anthony, Peavey Wagner |
Жуков | 2 | Udo Dirkschneider, Michael Weikath |
Есенин | 6 | Angry Anderson, Tom Angelripper, Rob Halford, Doro Pesch, Ozzy Osbourne, Joe Lynn Turner |
Наполеон | 9 | Tom Araya, Ronnie James Dio, Ian Gillan, David Gilmour, Tony Iommi, Geddy Lee, Phil Mogg, Robert Plant, Mike Portnoy |
Бальзак | 17 | Geezer Butler, Bob Daisley, Thomas Fischer, Fish, Trent Gardner, Roger Glover, Steve Harris, Christofer Johnsson, Jorn Lande, Greg Mackintosh, Kevin Moore, Neil Peart, Mille Petrozza, John Petrucci, Geoff Tate, Roger Waters, Richard West |
Джек | 13 | Martin Ain, Don Airey, Bruce Dickinson, Tuomas Holopainen, James LaBrie, Alex Lifeson, Tony Martin, Clive Nolan, Jordan Rudess, Mike Terrana, Steve Vai, Bill Ward, Jeff Waters |
Драйзер | 1 | John Myung |
Штирлиц | - | - |
Достоевский | 3 | Ken Hensley, Joe Satriani, Jon Anderson |
Гексли | 9 | Andre Andersen, Andi Deris, King Diamond, Glenn Hughes, Tony Levin, Arjen Lucassen, Carl Palmer, Glenn Tipton, Eddie Van Halen |
Габен | 2 | Steve Howe, Tarja Turunen |
У каждого человека есть свой способ обработки информации – один из 16, открытых в начале прошлого века Карлом Густавом Юнгом. В конце XX столетия в бывшем СССР родилась соционика – учение об информационном взаимодействии человека с окружающим миром. Основательница новой науки Аушра Аугустинавичюте (1927-2005) и ее последователи доказали, что за типом психики человека кроется гораздо больше, чем было принято думать. Каждому из типов соответствует своя информационная модель и набор базовых установок, определяющих сильные и слабые стороны личности, манеру подачи информации и оценки ситуаций, основные ценности и интересы. С этой точки зрения были изучены интервью в прессе с 86 известными музыкантами. С помощью технологий соционического контент-анализа были определены их социотипы. Выводы можно назвать сенсационными: среди рок-музыкантов «тяжелых» направлений доминирует четкий набор базовых ценностей и навыков. Чаще всего встречаются типы, наделенные сильной интуицией времени и деловой логикой – интуитивно-логический интроверт (
Бальзак) и логико-интуитивный экстраверт (
Джек). Представители этих типов наиболее успешно проявили себя в самых разных жанрах – от прогрессивного рока до экстремального металла, и в самом разном качестве – от харизматических певцов до героев гитары и талантливых инструменталистов второго плана.
Rush: трое из третьей квадры |
Удалось выявить и основные факторы стойкости групп и творческих альянсов. Наиболее сплоченными являются группы, в которых преобладают представители двух типов-лидеров, а также дополняющие их типы – сенсорно-этический экстраверт (
Наполеон) и, реже, этико-сенсорный интроверт (
Драйзер). Эта четверка типов составляет третью квадру (квадру Гамма), ценности которой (интуиция времени, деловая логика, волевая сенсорика и этика отношений) нашли наиболее адекватное воплощение в творчестве самых различных музыкантов «тяжелой» рок-сцены. Именно в этой монолитности – секрет успеха таких групп, как Rush, Dream Theater, а также, в значительной мере, Pink Floyd, Black Sabbath и Iron Maiden.
В то же время, музыканты с сильной интуицией, но иным набором базовых ценностей часто встречают на своем пути проблемы совместимости с партнерами и вынуждены приспосабливаться не к самому идеальному окружению. Так, весьма широко представленные в тяжелой музыке интуитивно-логические экстраверты (
Дон Кихоты) – такие, как
Дейв Мастейн,
Лемми Килмистер или
Блэки Лоулесс – наиболее успешны в роли «одинокого лидера», которому сложно сколотить команду со стабильным составом.
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Результаты исследования в очередной раз констатируют, что современная рок-музыка – это в первую очередь «технический вид спорта», в котором деловая сторона, человеческие отношения и технологии значат гораздо больше, чем мифы о «сексе, наркотиках и рок-н-ролле». Это и наглядная демонстрация возможностей применяемой автором методики соционического контент-анализа как инструмента прикладных исследований в любой предметной области, будь то музыка, спорт, политика, технологии или бизнес. Эта технология независима от языка, что открывает ее новые возможности по всему миру, в котором еще толком не озадачивались тем, что может дать соционика.
В ходе исследования использовались материалы журналов
Alive,
InRock, сайтов
Total Metal Net,
Classic Rock Revisited и другие источники.
Дальше >>