Экстраверсия взгляд на мир преимущественно через объекты. Эти объекты трудно не заметить и отстраниться от них. Собственные ощущения и отношения имеют вспомогательный характер и по сравнению с внешними объектами находятся на втором плане.
Интуиция неявное восприятие преобладает над конкретным. Всевозможные связи, идеи, привязки к моментам времени преобладают над конктерными предметами.
Логика Закономерности, факты и смысловые построения понимаются лучше, чем внутренние отношения и энергетическая притягательность.
Статика Фрагментарное восприятие времени; события воспринимаются как последовательность коротких фрагментов в несколько секунд с резкими переходами между ними. Эти фрагменты можно отследить и в устной и письменной речи; границы между фрагментами могут совпадать или не совпадать с границами фраз.
Квестимность внешнее побуждение к коммуникации; ощущение себя как одной из сторон в диалоге. Хорошо различимые на невербальном уровне сигналы к собеседнику. Преобладают интонации с повышением голоса в конце фраз.
Тактика ближайшие шаги осознаются лучше, чем магистральное направление и далекие цели. Если масштабные цели возникают, следует их детализация с переходом к возможным ближайшим действиям.
Конструктивизм смысловая сторона усваивается быстрее, чем эмоциональная. Последняя откладывается только в случае особо сильных переживаний, которые надолго оседают в памяти.
Позитивизм наличие объектов, идей и отношений осознается лучше, чем нехватка и недостающие черты реальности. Преобладают положительные утверждения; отрицания используются только там, где без них не обойтись.
Иррациональность установка на непосредственное восприятие окружающей действительности без лишних фильтров, склонность к ситуативным оценкам.
Процесс установка на глубокое погружение в выполняемые действия.
Беспечность склонность воспринимать каждую ситуацию как новую с ощущением неприменимости старого опыта напрямую без некоторой подстройки и коррекции. Даже недавние ситуации легко выпадают из поля зрения, и для возвращения к их контексту требуются усилия. Склонность «изобретать велосипед» даже в типовых ситуациях.
Уступчивость приоритет ресурсов над интересами. Желание активно следовать цели определяется наличием под рукой ресурсов для ее достижения. При их нехватке от цели можно сравнительно легко отказаться. Склонность уклоняться от активного спора и выяснения отношений, если не затронуты жизненно важные ресурсы.
Рассудительность спокойное, расслабленное состояние воспринимается как нормальное; для активных действий нужна мобилизация с последующим возвращением в расслабленное состояние по их завершении. Повышенная забота о комфортных условиях; склонность к принятиям решений не в один момент.
Субъективизм склонность к осмыслению реальности на уровне индивидуальных точек зрения без опоры на объективные факты. Склонность искать общий язык путем сравнения разных самоценных точек зрения. Отсутствие четкой грани между своими и чужими людьми, потребности в явной процедуре знакомства и потребности в ситуации-посреднике. Забота о правильном эмоциональном фоне.
Демократизм восприятие окружающей действительности без лишней предвзятости, взгляд на людей с опорой на их личные качества, а не статус и групповую принадлежность.
В длительном общении ИЛЭ производят впечатление вполне контактных людей, хоть и с жесткой маской («застывшее», нередко суровое выражение лица; конструктивизм статика).
Аспекты
Под аспектом в Соционике 2.0 принимается любое сочетание двух полюсов признаков Рейнина, дающее на пересечении третий. Аспект общее свойство психики 4 типов, обладающих этими полюсами. Малая группа — совокупность 4 аспектов на пересечении обоих полюсов признаков.
Аспекты, входящие в Модель А
ЧИ (МГ15: интуция статика рассудительность)
БЛ (МГ9: логика статика субъективизм)
Лабильные
Аспекты на сочетании 3 лабильных полюсов признаков.
МГ2: беспечность уступчивость демократизм
ИЛЭ тип из «группы социального риска»: решения принимаются быстро, некритично и ненормативно, без оглядки на правила и стандарты. В силу этого большой разброс в словах и поступках, что может быть встречено в штыки окружающими.
Максимальная зависимость от текущего физического состояния, тонуса организма. Представители этого типа по ситуации могут подолгу не делать ничего, только думать и говорить или подступаться к делам вплоть до ситуативного трудоголизма.
ИЛЭ свойственна потребность в формальных методах убеждения; нередко даже устаревшие взгляды могут рассматриваться всерьез как одна из точек зрения.
МГ15: Интуиция конструктивизм процесс.
Максимальная отстраненность эмоциональных впечатлений от текущего контекста; риск повторяющихся переживаний и потребность в их проработке. Именно для таких людей лучше всего подходит психоанализ изобретение З. Фрейда (ИЛЭ).
Перинатальная матрица (МГ28)
М3 (экстраверсия статика иррациональность).
Установка на овладение пространством с преодолением трудностей.
Стиль устной речи (МГ7)
Квестимность статика демократизм.
Для ИЛЭ характерно предельное дробление речи на очень короткие фрагменты, не свзяанные друг с другом. В силу экстраверсии и интуиции темп речи может быть достаточно высоким, из-за чего статику бывает сложно распознать с ходу без вычитывания текста.
Валерий Карпин (ИЛЭ) — статика, квестимность, позитивизм
Алексей Навальный (ЛИЭ) — динамика, деклатимность, позитивизм
Стиль письменной речи (МГ33)
Статика позитивизм процесс.
По текстам ИЛЭ можно опознать через дробление речи, регулярную смену ракурса подлежащего и сказуемого от предложения к предложению или внутри фраз. Личные предложения часто сменяются безличными, глаголы безглагольными конструкциями. Отрицания встречаются редко и часто переходят в положительные утверждения. Состояние незавершенности действия, нахождение в процессе.
«Новое дело новый опыт. Но старые умения помогают однозначно, они всегда в уме и деле. Забыть все прошлые достижения при движении к новой цели да, так бывает. Все зависит от цели.»
Кто ИЛЭ, кто нет? Как отличить?
Чтобы убедиться, что вы или интересующий вас человек ИЛЭ, лучше всего проверить свой тип.
Если это делать самостоятельно, в первую очередь необходимо проверить стиль устной и письменной речи человека. Без такой проверки никакая попытка типирования (в том числе по устаревшим описаниям, тестам, Модели А, «квадральным ценностям», «интертипным отношениям» а также другим признакам Рейнина и невербальным телодвижениям) не застрахована от ошибок.
Кого не следует принимать за ИЛЭ?
В первую очередь людей с иной структурой речи (МГ7, МГ33). Статик, квестим и позитивист может быть ИЛЭ (с точностью до СЭЭ); динамик, деклатим или негативист уже не ИЛЭ.
Среди людей, увлченных соционикой и психологией, встречалось немало ЭИЭ, выдающих себя за ИЛЭ, особенно женщин. Отличить легко, если вовремя выявить динамику и негативизм, а не полагаться на самотипирование.
Кем хотят быть некоторые ИЛЭ?
Среди представителей любого типа, которые пробовали его определить, есть те, кто цепляется за ошибочные версии.
Ранний случай из практики: не по годам развитая девушка, она была на втором курсе института в то время, как ее сверстники еще учились в школе. Ожидаемая версия: ИЭИ; девушка писала стихи...
Другой случай: клиент центра профориентации с применением соционики старой школы. Призвание: живопись. Отзыв на видео он записал в майке с моделью А ИЭИ.
Нет нужды объяснять: отличать статика от динамика в популярных описаниях не учат.
Запомнилась и женщина ИЛЭ, увлеченная готовкой. С точки зрения соционики старой школы, БС это еда, а еда это БС. Желаемая версия СЛИ.
Среди завсегдатаев соционических тусовок встретилась женщина, типировавшая себя в СЭИ (сама себе дуал). Еще одной их посетительнице повезло еще меньше: она числилась ЭСИ с подачи увлеченной соционикой матери.
Мифы и реальность. Что характерно
В старых описаниях к ИЛЭ приклеилась характеристика талантливых, но непрактичных людей, которым сложно вписываться в окружающую реальность. Это не всегда так. Многие ИЛЭ заходят слишком далеко в умении приспосабливаться (политолог Вячеслав Никонов, спортивный журналист Георгий Черданцев).
Совсем не противопоказано для ИЛЭ занятие финансами. Стремление заработать деньги уместно для всех типов, а финансы работа с информацией, хорошо подходящая для интуитивных логиков.
Характерная ошибка: многие соционики наотрез отказываются признавать за ИЛЭ легендарного финансиста Уоррена Баффета в силу рода занятий и успехов в нем.
Еще одна история успеха ИЛЭ в финансах: публицист Насим Талеб автор концепции «черного лебедя».
Это же можно сказать и о способностях ИЛЭ в качестве чиновников вплоть до силовых структур. Примеры: глава ФСБ Александр Бортников, директор Службы Внешней разведки Сергей Нарышкин (в недавнем прошлом спикер Государственной думы), глава Газпрома Алексей Миллер.
Уникальный случай ИЛЭ-руководителя: ректор школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Требования, атмосфера, сотрудники и преподаватели все рассчитано на решительных экстравертов стратегов (ЭИЭ, СЛЭ, СЭЭ, ЛИЭ с преобладанием последних), которые доминируют в этом месте с редкими исключениями. Одно из них человек во главе этой структуры.
ИЛЭ способны загрузить окружающих такими пластами информации, осилить которые под силу не каждому. Если ваш босс требователен на этот счет, проверьте его тип возможно, это о нем.
ИЛЭ очень даже проявили себя в психологии, от классической до нетрадиционной. При этом налицо стремление представителей типа разложить все по полочкам, вбросить на ходу избыточные сущности и концепции.
Соционика старой школы в исполнении Аушры Аугустинавичюте была создана вокруг «дуального мифа».
Популярными теориями последних десятилетий, которые пытаются объяснить все на основе даты или времени рождения человека, стали Структурный гороскоп и Дизайн человека. Их авторы Григорий Кваша и Роберт Аллен Краковер оба ИЛЭ.
Социальные лифты, карьера
«Возможно все» к ИЛЭ это относится в максимальной степени.
Воспитание детей, профориентация
Можно и нужно полагаться на самостоятельность таких детей. Стимулировать через интерес, не пытаться контролировать.
Выбор профессии — не ограничен, можно исходить из пожеланий ребенка, которые меняться.
Технологии, финансы, бизнес — предпочтительны, но не обязательны.
Дополнительное обучение, кружки, секции — в любом направлении. Важно, чтобы инициатива исходила от ребенка или активно поддерживалась.
Спорт — любой, кроме силовых видов. Предпочтительны игровые виды, в которых важна тактика и нестандартные решения.
Вероятны желания сменить место и профиль занятий. Лучше подходить к ним взвешенно, разбираться в реальных мотивах и не пытаться насильно удержать.
Инициативы будет немало, ограничивать бессмысленно; цель — через обмен мнениями направить в нужное русло. Лучше найти рамки безопасности и убедить ребенка в важности ее соблюдения.
Лучше исходить из того, что у ребенка есть мнение, и переубедить его можно только показав обоснованность аргументов. Худшие ответы — «не положено», «так принято», «так правильно».
Можно полагаться на то, что такие люди универсальны, могут найти себя в любом деле, и противопоказаний нет.
Можно подсказать направление, дать материалы, ссылки в Интернете, учебные видео: «здесь будет интересно, можно самостоятельно освоить это дело».
Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.
Понятие авторитета — ситуативное; сегодня человек считается таковым, завтра — нет.
Можно показывать выгоду почтительного тона, но не стоит выговаривать за вольности в языке.
Не стоит требовать от ребенка вежливости и дружелюбия с каждым собеседником; можно убедить соблюдать естественные рамки и за них не выходить.
Стоит быть готовым, что ребенок понабивает шишек, от травм и болезней до увлечений и компаний. Запрещать напрямую — бессмысленно, куда надо, он доберется.
В случае конфликтов и неприятностей важно снизить воздействие эмоционального негатива. Не стоит вымещать на ребенке зло и повышать голос.
Не стоит навязывать жесткий режим дня, выговаривать за лень, желание расслабиться и отдохнуть. Если в этом есть необходимость, лучше подать как полезную тренировку, которая пригодится в жизни.
Стремление к раннему выбору профессии можно поощрять, но не надеяться, что это последний выбор. Увлечений может смениться много, пока ситуация не подтолкнет на серьезное решение.
Могут быть попытки заработать и достать деньги. Главное, чтобы способы не были неэтичными и противозаконными. Уместно показать, а что можно сделать в рамках правил, и что способов заработка можно найти много.
Никто лучше, чем сами представители типа, не решат за себя, чем заниматься, и что делать. Лучше полагаться на себя, и со знанием дела. Не важно, какая среда выбрана: цифровая и гуманитарная, особенно сейчас, когда Интернет и соцсети свели разницу между ними к минимуму.
Главное достоинство выдать идею, сформулировать и представить ее.
Возможна и работа в стабильном офисном режиме (с увлечениями, на которые хватает сил).
Люди этого типа могут заниматься как IT и естественными науками, так и политикой и гуманитарными сферами.
Мнение: «психология для этиков» совершенно надуманно: логикам в принципе легче формулировать мысли и просчитывать ходы, не важно, к чему это относится.
В то время, как остальные пытаются, но не могут, составить план текущих действий, у ИЛЭ он есть вчера, и не один. Вопрос какому следовать, и как долго.
Зоны риска
Способность на резкие слова и поступки, повышенная конфликтность.
Поспешные решения, далекие от оптимальных.
Риск выдать больше слов и идей, чем реализовать их.
Риск погрузиться в одно дело за счет других.
Сложно работать под давлением, поддерживать максимальную работоспособность в течение суток.
Рекомендации
— Контролировать физическое состояние, не допускать повышенного износа и, если надо, учиться отдыхать на ходу.
— Понимать, что велик риск слов и поступков, которые могут вызвать неприятную реакцию у окружающих.
— Прорабатвать эмоциональный негатив в случае его появления.
— Помнить, что мы живем в реальном мире, и мнения людей должны быть объективными.
— Намечать 1-2 большие цели на год вперед и больше и почаще о них себе напоминать. Вытаскивать себя из застревания в текучке.
— Делать все в меру, до появления промежуточного результата. Не погружаться в один процесс за счет других.
— Дозировать оптимизм по поводу новых идей и перспектив, искать реальные ограничения.
— Избегать излишней фамильярности в общении, особенно с незнакомыми и малознакомыми людьми. Помнить, что другие люди могут быть более щепетильны в общении.
— Дозировать обиды. Реальные причины конфликта могут быть не такими, как кажется. Возможно, человек относится к вам лучше.
Знаменитости
Лидеры стран: Маргарет Тэтчер, Тереза Мэй, Джордж Буш-старший, Максимилиан Робеспьер, Фидель Кастро, Муаммар Каддафи, Марк Рютте, Лиз Трасс.
Политики: Григорий Явлинский, Виталий Чуркин, Василий Небензя, Роберт Кеннеди, Джон Керри, Энтони Блинкен, Урсула фон дер Ляйен.
Бизнесмены: Уоррен Баффет, Ларри Эллисон, Евгений и Наталья Касперские.
Ученые: Зигмунд Фрейд, Лев Ландау.
Писатели: Курт Воннегут, Умберто Эко.
Актеры: Александр Абдулов, Том Круз, Эштон Кутчер, Ума Турман.
Футбольные тренеры: Йохан Кройф, Йоахим Лев, Хосеп Гвардиола, Юрий Семин, Анатолий Бышовец, Валерий Карпин, Унаи Эмери, Роберто Манчини, Лионель Скалони.
Футболисты: Юрий Гаврилов, Квинси Промес, Марко Ван Бастен, Сергей Юран, Рахим Стерлинг.
Остальные: Юрий Гагарин, принцесса Диана, Михаил Калашников, Гарри Каспаров.
Воспитание детей, профориентация
Можно и нужно полагаться на самостоятельность таких детей. Стимулировать через интерес, не пытаться контролировать.
Выбор профессии — не ограничен, можно исходить из пожеланий ребенка, которые меняться.
Технологии, финансы, бизнес — предпочтительны, но не обязательны.
Дополнительное обучение, кружки, секции — в любом направлении. Важно, чтобы инициатива исходила от ребенка или активно поддерживалась.
Спорт — любой, кроме силовых видов. Предпочтительны игровые виды, в которых важна тактика и нестандартные решения.
Вероятны желания сменить место и профиль занятий. Лучше подходить к ним взвешенно, разбираться в реальных мотивах и не пытаться насильно удержать.
Инициативы будет немало, ограничивать бессмысленно; цель — через обмен мнениями направить в нужное русло. Лучше найти рамки безопасности и убедить ребенка в важности ее соблюдения.
Лучше исходить из того, что у ребенка есть мнение, и переубедить его можно только показав обоснованность аргументов. Худшие ответы — «не положено», «так принято», «так правильно».
Можно полагаться на то, что такие люди универсальны, могут найти себя в любом деле, и противопоказаний нет.
Можно подсказать направление, дать материалы, ссылки в Интернете, учебные видео: «здесь будет интересно, можно самостоятельно освоить это дело».
Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.
Понятие авторитета — ситуативное; сегодня человек считается таковым, завтра — нет.
Можно показывать выгоду почтительного тона, но не стоит выговаривать за вольности в языке.
Не стоит требовать от ребенка вежливости и дружелюбия с каждым собеседником; можно убедить соблюдать естественные рамки и за них не выходить.
Стоит быть готовым, что ребенок понабивает шишек, от травм и болезней до увлечений и компаний. Запрещать напрямую — бессмысленно, куда надо, он доберется.
В случае конфликтов и неприятностей важно снизить воздействие эмоционального негатива. Не стоит вымещать на ребенке зло и повышать голос.
Не стоит навязывать жесткий режим дня, выговаривать за лень, желание расслабиться и отдохнуть. Если в этом есть необходимость, лучше подать как полезную тренировку, которая пригодится в жизни.
Стремление к раннему выбору профессии можно поощрять, но не надеяться, что это последний выбор. Увлечений может смениться много, пока ситуация не подтолкнет на серьезное решение.
Могут быть попытки заработать и достать деньги. Главное, чтобы способы не были неэтичными и противозаконными. Уместно показать, а что можно сделать в рамках правил, и что способов заработка можно найти много.