Соционика 2.0 и социобиометрия. Центр гуманитарных и социальных технологий
  Материалы  

02.12.2005

Дон Кихот  


Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ)


(Дон Кихот, ENTP)

Признаки


Экстраверсия, логика, интуиция, статика, квестимность, тактика, конструктивизм, позитивизм, иррациональность, процесс, беспечность, уступчивость, рассудительность, субъективизм, демократизм.
(ригидные полюса признаков выделены курсивом)

Экстраверсия — взгляд на мир преимущественно через объекты. Эти объекты трудно не заметить и отстраниться от них. Собственные ощущения и отношения имеют вспомогательный характер и по сравнению с внешними объектами находятся на втором плане.

Интуиция — неявное восприятие преобладает над конкретным. Всевозможные связи, идеи, привязки к моментам времени преобладают над конктерными предметами.

Логика — Закономерности, факты и смысловые построения понимаются лучше, чем внутренние отношения и энергетическая притягательность.
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Имя:   Email:  
Статика — Фрагментарное восприятие времени; события воспринимаются как последовательность коротких фрагментов в несколько секунд с резкими переходами между ними. Эти фрагменты можно отследить и в устной и письменной речи; границы между фрагментами могут совпадать или не совпадать с границами фраз.

Квестимность — внешнее побуждение к коммуникации; ощущение себя как одной из сторон в диалоге. Хорошо различимые на невербальном уровне сигналы к собеседнику. Преобладают интонации с повышением голоса в конце фраз.

Тактика — ближайшие шаги осознаются лучше, чем магистральное направление и далекие цели. Если масштабные цели возникают, следует их детализация с переходом к возможным ближайшим действиям.

Конструктивизм — смысловая сторона усваивается быстрее, чем эмоциональная. Последняя откладывается только в случае особо сильных переживаний, которые надолго оседают в памяти.

Позитивизм — наличие объектов, идей и отношений осознается лучше, чем нехватка и недостающие черты реальности. Преобладают положительные утверждения; отрицания используются только там, где без них не обойтись.

Иррациональность — установка на непосредственное восприятие окружающей действительности без лишних фильтров, склонность к ситуативным оценкам.

Процесс — установка на глубокое погружение в выполняемые действия.

Беспечность — склонность воспринимать каждую ситуацию как новую с ощущением неприменимости старого опыта напрямую без некоторой подстройки и коррекции. Даже недавние ситуации легко выпадают из поля зрения, и для возвращения к их контексту требуются усилия. Склонность «изобретать велосипед» даже в типовых ситуациях.

Уступчивость — приоритет ресурсов над интересами. Желание активно следовать цели определяется наличием под рукой ресурсов для ее достижения. При их нехватке от цели можно сравнительно легко отказаться. Склонность уклоняться от активного спора и выяснения отношений, если не затронуты жизненно важные ресурсы.

Рассудительность — спокойное, расслабленное состояние воспринимается как нормальное; для активных действий нужна мобилизация с последующим возвращением в расслабленное состояние по их завершении. Повышенная забота о комфортных условиях; склонность к принятиям решений не в один момент.

Субъективизм — склонность к осмыслению реальности на уровне индивидуальных точек зрения без опоры на объективные факты. Склонность искать общий язык путем сравнения разных самоценных точек зрения. Отсутствие четкой грани между своими и чужими людьми, потребности в явной процедуре знакомства и потребности в ситуации-посреднике. Забота о правильном эмоциональном фоне.

Демократизм — восприятие окружающей действительности без лишней предвзятости, взгляд на людей с опорой на их личные качества, а не статус и групповую принадлежность.

Уровень контакта


Лабильность (9 / 6).

Подробнее о лабильных и ригидных полюсах признаков и аспектах

В длительном общении ИЛЭ производят впечатление вполне контактных людей, хоть и с жесткой маской («застывшее», нередко суровое выражение лица; конструктивизм — статика).

Аспекты


Под аспектом в Соционике 2.0 принимается любое сочетание двух полюсов признаков Рейнина, дающее на пересечении третий. Аспект — общее свойство психики 4 типов, обладающих этими полюсами. Малая группа — совокупность 4 аспектов на пересечении обоих полюсов признаков.

Аспекты, входящие в Модель А


ЧИ (МГ15: интуция — статика — рассудительность)

БЛ (МГ9: логика — статика — субъективизм)

Лабильные


Аспекты на сочетании 3 лабильных полюсов признаков.

МГ2: беспечность — уступчивость — демократизм

ИЛЭ — тип из «группы социального риска»: решения принимаются быстро, некритично и ненормативно, без оглядки на правила и стандарты. В силу этого —большой разброс в словах и поступках, что может быть встречено в штыки окружающими.

МГ6: экстраверсия — позитивизм — демократизм

МГ14: экстраверсия — тактика — рассудительность

МГ19: иррациональность — беспечность — рассудительность

Максимальная зависимость от текущего физического состояния, тонуса организма. Представители этого типа по ситуации могут подолгу не делать ничего, только думать и говорить или подступаться к делам вплоть до ситуативного трудоголизма.

МГ26: тактика — квестимность — уступчивость

МГ29: иррациональность — квестимность — позитивизм

Ригидные


Аспекты на сочетании 3 ригидных полюсов признаков.

МГ9: логика — статика — субъективизм (БЛ)

«Белым логикам» свойствен казенный, научно-бюрократический стиль речи; лишние предлоги, сложные конструкции.

ИЛЭ свойственна потребность в формальных методах убеждения; нередко даже устаревшие взгляды могут рассматриваться всерьез как одна из точек зрения.

МГ15: Интуиция — конструктивизм — процесс.

Максимальная отстраненность эмоциональных впечатлений от текущего контекста; риск повторяющихся переживаний и потребность в их проработке. Именно для таких людей лучше всего подходит психоанализ — изобретение З. Фрейда (ИЛЭ).

Перинатальная матрица (МГ28)


М3 (экстраверсия — статика — иррациональность).

Установка на овладение пространством с преодолением трудностей.

Стиль устной речи (МГ7)


Квестимность — статика — демократизм.

Для ИЛЭ характерно предельное дробление речи на очень короткие фрагменты, не свзяанные друг с другом. В силу экстраверсии и интуиции темп речи может быть достаточно высоким, из-за чего статику бывает сложно распознать с ходу без вычитывания текста.

Валерий Карпин (ИЛЭ) — статика, квестимность, позитивизм

Алексей Навальный (ЛИЭ) — динамика, деклатимность, позитивизм

Стиль письменной речи (МГ33)


Статика — позитивизм — процесс.

По текстам ИЛЭ можно опознать через дробление речи, регулярную смену ракурса — подлежащего и сказуемого — от предложения к предложению или внутри фраз. Личные предложения часто сменяются безличными, глаголы — безглагольными конструкциями. Отрицания встречаются редко и часто переходят в положительные утверждения. Состояние незавершенности действия, нахождение в процессе.

«Новое дело — новый опыт. Но старые умения помогают однозначно, они всегда в уме и деле. Забыть все прошлые достижения при движении к новой цели — да, так бывает. Все зависит от цели.»

Кто ИЛЭ, кто нет? Как отличить?


Чтобы убедиться, что вы или интересующий вас человек — ИЛЭ, лучше всего проверить свой тип.

Если это делать самостоятельно, в первую очередь необходимо проверить стиль устной и письменной речи человека. Без такой проверки никакая попытка типирования (в том числе по устаревшим описаниям, тестам, Модели А, «квадральным ценностям», «интертипным отношениям» а также другим признакам Рейнина и невербальным телодвижениям) не застрахована от ошибок.

Кого не следует принимать за ИЛЭ?


В первую очередь — людей с иной структурой речи (МГ7, МГ33). Статик, квестим и позитивист может быть ИЛЭ (с точностью до СЭЭ); динамик, деклатим или негативист — уже не ИЛЭ.
Социобиометрия. Типы людей и тренды общества. Базовый курс. Впервые!
Среди людей, увлченных соционикой и психологией, встречалось немало ЭИЭ, выдающих себя за ИЛЭ, особенно женщин. Отличить легко, если вовремя выявить динамику и негативизм, а не полагаться на самотипирование.

Кем хотят быть некоторые ИЛЭ?


Среди представителей любого типа, которые пробовали его определить, есть те, кто цепляется за ошибочные версии.

Ранний случай из практики: не по годам развитая девушка, она была на втором курсе института в то время, как ее сверстники еще учились в школе. Ожидаемая версия: ИЭИ; девушка писала стихи...

Другой случай: клиент центра профориентации с применением соционики старой школы. Призвание: живопись. Отзыв на видео он записал в майке с моделью А ИЭИ.

Нет нужды объяснять: отличать статика от динамика в популярных описаниях не учат.

Запомнилась и женщина — ИЛЭ, увлеченная готовкой. С точки зрения соционики старой школы, БС — это еда, а еда — это БС. Желаемая версия — СЛИ.

Среди завсегдатаев соционических тусовок встретилась женщина, типировавшая себя в СЭИ (сама себе дуал). Еще одной их посетительнице повезло еще меньше: она числилась ЭСИ с подачи увлеченной соционикой матери.

Мифы и реальность. Что характерно


В старых описаниях к ИЛЭ приклеилась характеристика талантливых, но непрактичных людей, которым сложно вписываться в окружающую реальность. Это не всегда так. Многие ИЛЭ заходят слишком далеко в умении приспосабливаться (политолог Вячеслав Никонов, спортивный журналист Георгий Черданцев).

Совсем не противопоказано для ИЛЭ занятие финансами. Стремление заработать деньги уместно для всех типов, а финансы — работа с информацией, хорошо подходящая для интуитивных логиков.

Характерная ошибка: многие соционики наотрез отказываются признавать за ИЛЭ легендарного финансиста Уоррена Баффета в силу рода занятий и успехов в нем.

Еще одна история успеха ИЛЭ в финансах: публицист Насим Талеб — автор концепции «черного лебедя».

Это же можно сказать и о способностях ИЛЭ в качестве чиновников — вплоть до силовых структур. Примеры: глава ФСБ Александр Бортников, директор Службы Внешней разведки Сергей Нарышкин (в недавнем прошлом — спикер Государственной думы), глава Газпрома Алексей Миллер.

Уникальный случай ИЛЭ-руководителя: ректор школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Требования, атмосфера, сотрудники и преподаватели — все рассчитано на решительных — экстравертов — стратегов (ЭИЭ, СЛЭ, СЭЭ, ЛИЭ с преобладанием последних), которые доминируют в этом месте с редкими исключениями. Одно из них — человек во главе этой структуры.



ИЛЭ способны загрузить окружающих такими пластами информации, осилить которые под силу не каждому. Если ваш босс требователен на этот счет, проверьте его тип — возможно, это о нем.

ИЛЭ очень даже проявили себя в психологии, от классической до нетрадиционной. При этом налицо стремление представителей типа разложить все по полочкам, вбросить на ходу избыточные сущности и концепции.

Соционика старой школы в исполнении Аушры Аугустинавичюте была создана вокруг «дуального мифа».

Популярными теориями последних десятилетий, которые пытаются объяснить все на основе даты или времени рождения человека, стали Структурный гороскоп и Дизайн человека. Их авторы Григорий Кваша и Роберт Аллен Краковер — оба ИЛЭ.

Социальные лифты, карьера


«Возможно все» — к ИЛЭ это относится в максимальной степени.

Воспитание детей, профориентация


Можно и нужно полагаться на самостоятельность таких детей. Стимулировать через интерес, не пытаться контролировать.

Выбор профессии — не ограничен, можно исходить из пожеланий ребенка, которые меняться.

Технологии, финансы, бизнес — предпочтительны, но не обязательны.

Дополнительное обучение, кружки, секции — в любом направлении. Важно, чтобы инициатива исходила от ребенка или активно поддерживалась.

Спорт — любой, кроме силовых видов. Предпочтительны игровые виды, в которых важна тактика и нестандартные решения.

Вероятны желания сменить место и профиль занятий. Лучше подходить к ним взвешенно, разбираться в реальных мотивах и не пытаться насильно удержать.

Инициативы будет немало, ограничивать бессмысленно; цель — через обмен мнениями направить в нужное русло. Лучше найти рамки безопасности и убедить ребенка в важности ее соблюдения.

Лучше исходить из того, что у ребенка есть мнение, и переубедить его можно только показав обоснованность аргументов. Худшие ответы — «не положено», «так принято», «так правильно».

Можно полагаться на то, что такие люди универсальны, могут найти себя в любом деле, и противопоказаний нет.

Можно подсказать направление, дать материалы, ссылки в Интернете, учебные видео: «здесь будет интересно, можно самостоятельно освоить это дело».

Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.

Понятие авторитета — ситуативное; сегодня человек считается таковым, завтра — нет.

Можно показывать выгоду почтительного тона, но не стоит выговаривать за вольности в языке.

Не стоит требовать от ребенка вежливости и дружелюбия с каждым собеседником; можно убедить соблюдать естественные рамки и за них не выходить.

Стоит быть готовым, что ребенок понабивает шишек, от травм и болезней до увлечений и компаний. Запрещать напрямую — бессмысленно, куда надо, он доберется.

В случае конфликтов и неприятностей важно снизить воздействие эмоционального негатива. Не стоит вымещать на ребенке зло и повышать голос.

Не стоит навязывать жесткий режим дня, выговаривать за лень, желание расслабиться и отдохнуть. Если в этом есть необходимость, лучше подать как полезную тренировку, которая пригодится в жизни.

Стремление к раннему выбору профессии можно поощрять, но не надеяться, что это последний выбор. Увлечений может смениться много, пока ситуация не подтолкнет на серьезное решение.

Могут быть попытки заработать и достать деньги. Главное, чтобы способы не были неэтичными и противозаконными. Уместно показать, а что можно сделать в рамках правил, и что способов заработка можно найти много.

© Владимир Львов, 2006-2023

Никто лучше, чем сами представители типа, не решат за себя, чем заниматься, и что делать. Лучше полагаться на себя, и со знанием дела. Не важно, какая среда выбрана: цифровая и гуманитарная, особенно сейчас, когда Интернет и соцсети свели разницу между ними к минимуму.

Главное достоинство — выдать идею, сформулировать и представить ее.

Возможна и работа в стабильном офисном режиме (с увлечениями, на которые хватает сил).

Люди этого типа могут заниматься как IT и естественными науками, так и политикой и гуманитарными сферами.

Мнение: «психология — для этиков» — совершенно надуманно: логикам в принципе легче формулировать мысли и просчитывать ходы, не важно, к чему это относится.

В то время, как остальные пытаются, но не могут, составить план текущих действий, у ИЛЭ он есть вчера, и не один. Вопрос — какому следовать, и как долго.

Зоны риска


Способность на резкие слова и поступки, повышенная конфликтность.

Поспешные решения, далекие от оптимальных.

Риск выдать больше слов и идей, чем реализовать их.

Риск погрузиться в одно дело за счет других.

Сложно работать под давлением, поддерживать максимальную работоспособность в течение суток.

Рекомендации


— Контролировать физическое состояние, не допускать повышенного износа и, если надо, учиться отдыхать на ходу.

— Понимать, что велик риск слов и поступков, которые могут вызвать неприятную реакцию у окружающих.

— Прорабатвать эмоциональный негатив в случае его появления.

— Помнить, что мы живем в реальном мире, и мнения людей должны быть объективными.

— Намечать 1-2 большие цели на год вперед и больше и почаще о них себе напоминать. Вытаскивать себя из застревания в текучке.

— Делать все в меру, до появления промежуточного результата. Не погружаться в один процесс за счет других.

— Дозировать оптимизм по поводу новых идей и перспектив, искать реальные ограничения.

— Избегать излишней фамильярности в общении, особенно с незнакомыми и малознакомыми людьми. Помнить, что другие люди могут быть более щепетильны в общении.

— Дозировать обиды. Реальные причины конфликта могут быть не такими, как кажется. Возможно, человек относится к вам лучше.

Знаменитости


Лидеры стран: Маргарет Тэтчер, Тереза Мэй, Джордж Буш-старший, Максимилиан Робеспьер, Фидель Кастро, Муаммар Каддафи, Марк Рютте, Лиз Трасс.

Политики: Григорий Явлинский, Виталий Чуркин, Василий Небензя, Роберт Кеннеди, Джон Керри, Энтони Блинкен, Урсула фон дер Ляйен.

Бизнесмены: Уоррен Баффет, Ларри Эллисон, Евгений и Наталья Касперские.

Ученые: Зигмунд Фрейд, Лев Ландау.

Писатели: Курт Воннегут, Умберто Эко.

Актеры: Александр Абдулов, Том Круз, Эштон Кутчер, Ума Турман.

Футбольные тренеры: Йохан Кройф, Йоахим Лев, Хосеп Гвардиола, Юрий Семин, Анатолий Бышовец, Валерий Карпин, Унаи Эмери, Роберто Манчини, Лионель Скалони.

Футболисты: Юрий Гаврилов, Квинси Промес, Марко Ван Бастен, Сергей Юран, Рахим Стерлинг.

Музыканты: Джимми Пейдж, Брайан Мэй, Лемми Килмистер, Дейв Мастейн, Клифф Бертон, Пол Гилберт.

Остальные: Юрий Гагарин, принцесса Диана, Михаил Калашников, Гарри Каспаров.

Воспитание детей, профориентация


Можно и нужно полагаться на самостоятельность таких детей. Стимулировать через интерес, не пытаться контролировать.

Выбор профессии — не ограничен, можно исходить из пожеланий ребенка, которые меняться.

Технологии, финансы, бизнес — предпочтительны, но не обязательны.

Дополнительное обучение, кружки, секции — в любом направлении. Важно, чтобы инициатива исходила от ребенка или активно поддерживалась.

Спорт — любой, кроме силовых видов. Предпочтительны игровые виды, в которых важна тактика и нестандартные решения.

Вероятны желания сменить место и профиль занятий. Лучше подходить к ним взвешенно, разбираться в реальных мотивах и не пытаться насильно удержать.

Инициативы будет немало, ограничивать бессмысленно; цель — через обмен мнениями направить в нужное русло. Лучше найти рамки безопасности и убедить ребенка в важности ее соблюдения.

Лучше исходить из того, что у ребенка есть мнение, и переубедить его можно только показав обоснованность аргументов. Худшие ответы — «не положено», «так принято», «так правильно».

Можно полагаться на то, что такие люди универсальны, могут найти себя в любом деле, и противопоказаний нет.

Можно подсказать направление, дать материалы, ссылки в Интернете, учебные видео: «здесь будет интересно, можно самостоятельно освоить это дело».

Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.

Понятие авторитета — ситуативное; сегодня человек считается таковым, завтра — нет.

Можно показывать выгоду почтительного тона, но не стоит выговаривать за вольности в языке.

Не стоит требовать от ребенка вежливости и дружелюбия с каждым собеседником; можно убедить соблюдать естественные рамки и за них не выходить.

Стоит быть готовым, что ребенок понабивает шишек, от травм и болезней до увлечений и компаний. Запрещать напрямую — бессмысленно, куда надо, он доберется.

В случае конфликтов и неприятностей важно снизить воздействие эмоционального негатива. Не стоит вымещать на ребенке зло и повышать голос.

Не стоит навязывать жесткий режим дня, выговаривать за лень, желание расслабиться и отдохнуть. Если в этом есть необходимость, лучше подать как полезную тренировку, которая пригодится в жизни.

Стремление к раннему выбору профессии можно поощрять, но не надеяться, что это последний выбор. Увлечений может смениться много, пока ситуация не подтолкнет на серьезное решение.

Могут быть попытки заработать и достать деньги. Главное, чтобы способы не были неэтичными и противозаконными. Уместно показать, а что можно сделать в рамках правил, и что способов заработка можно найти много.

© Владимир Львов, 2006-2023

«Соционика 2.0. Типы людей и социальные лифты». Приобрести авторскую электронную версию книги (641р.):
  

Самое важное — у вас под рукой! Все о 16 типах из наших книг! (PDF, 350р.)

Новый список проверенных знаменитостей (более 1400 человек, XLS, 350р.)

Есть вопрос автору?



Ваш комментарий:


Имя: (по-русски) 

Email: (не показывается) 

 Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

  








Поиск
  





Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

 




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика