Соционика 2.0 и социобиометрия. Центр гуманитарных и социальных технологий
  Материалы  

09.10.2024

Режиссеры с разных планет  

 Режиссеры с разных планет
В нашем исследовании профилей личности режиссеров выявились тенденции, важные далеко за пределами кино и театра. Режиссеры СССР и стран Запада оказались людьми с разных планет. И эти непохожие люди делали очень разное кино, разные постановки.

Поддержать уже проделанную нами работу и ее продолжение можно здесь. Автор признателен всем, кто уже это сделал.

Скачать поименный список проверенных режиссеров можно здесь

В СССР конкуренция подавлялась вместе с людьми, которые успешны при ее наличии. На Западе она решала все, и приспособленные к ней люди делали погоду.

В современной России профессия режиссера и ее представители эволюционируют в сторону показателей конкурентного общества, но неторопливо и постепенно — в силу особенностей профессии.

Сейчас вновь говорят о наступающей эпохе глобальных перемен. Исследование профилей личности режиссеров важно в поиске ответа на вопрос: какое общество нам нужно? С подавлением конкуренции или с неконтролируемой конкуренцией?
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Имя:   Email:  
Есть третий путь: исследовать истории успеха по профилям личности и открывать людям глаза. Чтобы конкурентоспособных стало больше.

Задача и результат


Проверено 110 режиссеров разных жанров и стран: кино, театр, мультипликация, ТВ.

Годы рождения: 1889 — 1991 (СССР: 1906 — 1952, Россия: 1955 — 1991, другие страны: 1889 — 1970).

Метод диагностики


Все режиссеры проверялись по доступным видео с опорой на биометрические параметры речи:

— статику — динамику (фрагментация или плавность речи);

— квестимность — деклатимность (восходящие или нисходящие интонации; разговор от собеседника или от себя);

— позитивизм — негативизм (малое или большое количество отрицательных оборотов в речи);

— конструктивизм — эмотивизм (преимущественно статичное или оживленное выражение лица).

Опора на эти признаки позволяет меньше зависеть от языка источника (не только русский и английский, но и другие). Для выхода на окончательную версию типа при таком методе достаточно нескольких минут источника. В ходе исследования проверялось до 15 видео в день.

Такой подход позволяет разработать и технологию автоматизированного определения профиля личности с помощью искусственного интеллекта; такие работы на повестке дня.

Результат


Представлено 15 типов из 16:

СЭЭ, ЛИЭ — по 22
ЛСЭ — 16
ЭИЭ — 11
ИЛЭ, ИЛИ — по 9
ЛИИ — 5
ЛСИ, СЛИ — по 4
ИЭИ, ИЭЭ — по 2
СЛЭ, ЭСИ, ЭИИ — по 1.

Не представлены: СЭИ

Запад, СССР, Россия. Люди с разных планет


Типы 58 отечественных режиссеров и 52 иностранных существенно отличаются. Особенно это касается режиссеров советской эпохи. Можно сказать, что советские и западные режиссеры — люди с разных планет.

Какие западные фильмы придут вам в голову? Там много действия, насыщенный сюжет, эффекты. А потом уже драма. Иногда — замысловатый креатив, необычная атмосфера.

О таком кино как стандарте, а не исключении, в советскую эпоху не было речи. Если это не идейная конъюнктура, а фильмы о жизни — то неспешные диалоги, погружение во внутренний мир героев, нечто приближенное к неторопливой, размеренной текучке позднесоветской эпохи.

Сравните блокбастеры Пола Верхувена, Квентина Тарантино (оба — СЭЭ), Стивена Спилберга (ЛИЭ) — и работы Эльдара Рязанова и Георгия Данелия (оба — ЛСЭ) и почувствуйте разницу. Для гурманов — замысловатые полотна Дэвида Линча и Джима Джармуша (оба — ИЛЭ). А в СССР Андрей Тарковский (ИЛИ) оказался изгоем.

Откуда различия? Можно ответить словами публициста Виктора Мараховского (ЛИИ): «Номенклатурные привилегии — это когда вы ни хрена не можете честно достичь, если вас не выбрали Люди, Которым Решать. Вы не имеете независимой собственной судьбы. Вы в заложниках у чьей-то субъективной оценки ваших качеств. И этот «кто-то» попал в оценщики по знакомству.»

Отличительные черты советских режиссеров: мало интуитов, много сенсориков. Аристократов намного больше, чем демократов. Много рационалов. Немало интровертов и ригидных типов. Большой разброс типов (14 из 16; все, кроме СЭИ и ИЭЭ).

При этом статистика по западным режиссерам даже давних поколений напоминает статистику по современному российскому рынку труда. СЭЭ и ЛИЭ далеко впереди, ИЛЭ вслед за ними. Интровертов и аристократов очень мало. Интуитов намного больше, чем сенсориков. ЛСЭ — бесспорные лидеры в отечественной режиссуре советской и постсоветской эпохи — на Западе представлены одним Федерико Феллини.

При таких различиях возник вопрос: а как поменялись российские режиссеры со временем, по ходу формирования рыночной среды, а затем и внедрения Интернета?

Потребовалась дополнительная проверка отечественных режиссеров разных поколений. Результат: поколение 1990-х мало отличается от советских режиссеров; ЛСЭ доминируют еще больше. Разве что экстравертов стало больше, а редкие типы отсеялись. Остались те, кому режиссура лучше поддается. А вот среди режиссеров последних десятилетий (1982 — 1991 г. р.) стали проявляться СЭЭ и ЛИЭ, хоть пока осторожно, не в тех количествах, что на Западе. Тем не менее, среди 12 самых молодых (1985 — 1991 г. р.) СЭЭ и ЛИЭ уже по 3, как на рынке труда.

Отметим и вымывание аристократов среди отечественных режиссеров, ранее замеченное у преимущественно западных музыкантов и композиторов. Среди советских режиссеров — 19 аристократов из 28, у российских — 14 из 30. При этом 9 из 15 у режиссеров постсоветского поколения, 5 из 15 — у молодых российских. У западных: 6 из 52.

А вот список представленных типов режиссеров этого поколения практически не изменился: ЛИИ, ЭИЭ, СЭЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, пусть и в разных количествах. Примерно тот же набор типов и на Западе, но с добавлением ИЛЭ, которых там немало, а у нас — редкость.

Переход на рыночные отношения делает свое дело, но плавно и постепенно. Полного дублирования тенденций на рынке труда нет. Почему? Возможно в силу социальной зависимости, кастового характера профессии, и инерцией как следствием.

Кастовая профессия


Режиссер — профессия кастовая, социально зависимая. Режиссер не может реализоваться вне профессиональной среды, без съемочной группы или труппы, бюджета, технического багажа. Он может работать только там, где есть спрос и инфраструктура.

Программист, юрист, финансист, музыкант, психолог могут получить знания и реализоваться в одиночку. Режиссер — нет. Это тоже причина громадных различий в типах представителей профессии в СССР и на Западе и неторопливой эволюции в сторону рыночных трендов в России.

В 90-е годы режиссеров — ЛСЭ стало даже больше, чем в СССР. Это вообще было их время. В России XXI в. их стало меньше, а СЭЭ и ЛИЭ — больше, но без явного перевеса, который наблюдался на Западе еще в далеком прошлом.

Поэтому тренды со временем меняются не так резко. Инерция среды тормозит эволюцию, но не отменяет ее.

Личные качества


Какие личные качества режиссера искусственный интеллект считает ключевыми? Часто это качества разных, непохожих друг на друга людей.

На первом месте — ответственность. Режиссер отвечает за все решения по проекту, от сценария до монтажа.

С кем принято связывать ответственность? С сенсориками и решительными.

В первую очередь с «черными сенсориками» (ЛСИ, СЛЭ, СЭЭ, ЭСИ). Режиссеры — ЛСИ были замечены только в нашей стране, 3 из 4 — в СССР. СЭЭ — в лидерах, но в основном на Западе. В России их стало больше, но не сразу. Остальные два типа — СЛЭ и ЭСИ — отметились только по одному разу, в СССР. По сути, один такой тип — СЭЭ — на виду, как много где еще в социальных профессиях. Остальные редки.

Из остальных сенсориков (БС) массово отметились ЛСЭ, но только в нашей стране во все годы. Режиссеры — СЛИ были замечены в СССР (один — на Западе), но в России их не стало. ЭСЭ — один случай в СССР.

Из решительных интуитов (БИ; ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ) проявили себя все, но по-разному. ЭИЭ и ИЛИ стабильно встречаются во всех группах (Запад, СССР, Россия). Такие режиссеры обязательно проявят себя в любой обстановке, но в умеренном количестве. Это креативные, но непростые люди с ригидной психикой. Третий такой тип — ЛИИ.

ЛИЭ — бесспорные лидеры на Западе, но в нашей стране до последних десятилетий их было немного. Редкое исключение — Леонид Гайдай. Наконец, ИЭИ — тип, который проявляется редко, но иногда «выстреливает» в неожиданных местах. За все время — всего 2 случая в нашей стране, один из них — Марк Захаров.

Из оставшихся типов ИЛЭ внесли заметный вклад на Западе, но всего один случай в России. Есть подозрение, что путь в режиссуру в СССР таким людям был закрыт из-за излишней креативности и нонконформизма. Зеркальная картина по сравнению с ЛСЭ. Можно усмотреть некоторые шансы на успех в профессии у ЛИИ благодаря умению работать под давлением, системности мышления и умению делать стройные проекты. ИЭЭ — пара громких случаев в США, но никого у нас за все годы. Сложновато с ответственностью, но и с конформизмом. Предсказуемо редкие ЭИИ — один случай в СССР (Андрей Кончаловский), с успехами по другую сторону железного занавеса.

Вторым важным качеством режиссера считается внимание к деталям. Здесь преимущество у интровертов, сенсориков, процессоров, конструктивистов и тактиков. Успешные в целом ЛИЭ могут упустить детали из-за подхода: «быстро и по верхам».

Среди остальных качеств отмечается собственное видение и стиль — что органично для интуитов и стратегов. И тех, и других больше, чем сенсориков и тактиков, но в СССР дело обстояло наоборот.

Остальные черты профиля профессии: с одной стороны — классическое образование и техническое подкованность в пользу логиков, которых больше во всех категориях. С другой — коммуникабельность, насмотренность, энергия и стойкость — в пользу не столько этиков, сколько экстравертов. Интровертов — этиков в общем списке всего 4. Экстравертов — 84.

Сложные ситуации


Режиссер должен быть готов к внештатным ситуациям и их преодолению. Готовность разная.

Среди хрестоматийных случаев — с одной стороны двужильные Фрэнсис Коппола и Джордж Лукас (оба — СЭЭ), которые на зубах вытягивали «Апокалипсис сегодня» и «Звездные войны».

С другой — Дэвид Линч и Стэнли Кубрик (оба — ИЛЭ). Первый не смог довести до ума «Дюну», не взирая на солидный бюджет; Второй довел до стресса Джека Николсона на съемках «Сияния».

Выводы


Почему это важно? Зачем делать такие исследования?

Во-первых, чтобы дать ответ актерам, продюсерам, критикам, операторам, другим работникам индустрии кино и театра на частый вопрос: «С кем вы скорее всего столкнетесь в качестве режиссера?». А с кем нет. В современной России можно смело посоветовать изучить профили СЭЭ и ЛИЭ в первую очередь, ИЛЭ, ЛИИ, ЭИЭ, ИЛИ и ЛСЭ во вторую и считать остальных редкостью.

Но полученная картина не менее важна для людей далеко за пределами кино и театра. Для всех, кто ищет применение в обществе и хочет знать, как оно устроено, каким было, и каким стало, в России и остальном мире.

Мы не знаем, в каком обществе живем. Исследуя общество через десятки и сотни историй успеха по профессиям, мы его изучаем там, где никто ничего не знает.

У нас очень конкурентное общество, в котором шансы людей некоторых типов на порядок больше, чем большинства других.

Заниматься сильными и слабыми сторонами отдельно взятой личности, ее развитием без оглядки на общество нельзя. Успеха можно достичь только с учетом трендов, которые мы выявляем. Вы вписываетесь в них от рождения, или преодолеваете врожденные трудности?

Советская система мешала наиболее способным развиваться. Сглаживала жизнь, делала ее пресной и предсказуемой. Кино — тоже. Потенциально самые способные режиссеры просто не добирались до возможности работать. Или теряли ее. Преобладали те, кто умел приспосабливаться к условиям системы, маневрировать в ограниченных условиях советского быта.

Рынок, наоборот, дает ощутимые премущества нескольким типам людей за счет остальных. За счет врожденных качеств, о которых никто не подозревает.

Нужно преодолеть обе крайности, чтобы люди имели перспективу. Знали, где они конкурентоспособны. И не делали ошибки в выборе и смене рода занятий. У нас немало таких прецедентов; практика подкидывает новые случаи.

Как и положено, слепая конкуренция создает монополию, с которой принято бороться там, где о ней известно. А в современном мире привыкли воспринимать открытые 100 лет назад 16 типов Юнга как спорную концепцию с сомнительной полезностью, не дальше теста MBTI (4 признака из 15, 20-30% точности, невозможность заочной оценки) или традиционной соционики (больше наполнения, но еще больше мифов; точность — те же 20-30%, а то и меньше).

Чтобы альтернатива была, и конкурентоспособных людей стало больше, нужно просто рискнуть и проделать оперативную процедуру оценки профиля личности по речи. Примерно такую, как проверка типов режиссеров по видео.

Статистика


Лидеры — середина — редкие

Для режиссеров сложно однозначно разделить типы по этим категориям из-за разницы условий в СССР, России и на Западе.

Лидеры: СЭЭ и ЛИЭ — в западной режиссуре и в условиях сложившегося рынка, ЛСЭ — в СССР и постсоветской России 1990-х годов.

Стабильно встречаются: ЛИИ, ЭИЭ, ИЛИ.

ИЛЭ — востребованы в условиях рынка, но в СССР и России встречаются редко.

ЛСИ и СЛИ в СССР встречались регулярно, в России и на Западе — редкие.

Редкие: СЭИ, ЭСЭ, СЛЭ, ИЭИ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ.

Признаки

Экстраверты — 84
Интроверты — 26

Логики — 70
Этики — 40

Интуиты — 61
Сенсорики — 49

Рационалы — 61
Иррационалы — 49

Динамики — 65
Статики — 45

Квестимы — 70
Деклатимы — 40

Стратеги — 66
Тактики — 44

Конструктивисты — 37
Эмотивисты — 74

Позитивисты — 65
Негативисты — 45

Процесс — 72
Результат — 38

Предусмотрительные — 57
Беспечные — 53

Уступчивые — 52
Упрямые — 58

Решительные — 72
Рассудительные — 38

Объективисты — 77
Субъективисты — 33

Демократы — 69
Аристократы — 41

Дополнительный фактор:
Лабильные — 79
Ригидные — 31

Некоторые малые группы

Квадры (МГ1)
1 — 15
2 — 18
3 — 54
4 — 23

Клубы (МГ5)
Интуитивные логики — 45
Сенсорные этики — 24 (22 СЭЭ)
Сенсорные логики — 25 (23 — СССР / Россия)
Интуитивные этики — 16

Матрицы Грофа (МГ28)
М1 (интроверты — иррационалы) — 15
М2 (интроверты — рационалы) — 11
М3 (экстраверты — иррационалы) — 34
М4 (экстраверты — рационалы) — 50

МГ9
БЛ — 19
БЭ — 26
ЧЛ — 51
ЧЭ — 14

МГ15
ЧИ — 17
БИ — 44
ЧС — 28
БС — 21

МГ20
Интуиты — экстраверты: 44 .СССР: 7/28, Россия: 8/30.
Сенсорики — экстраверты: 40. СССР: 9, Россия: 13.
Интуиты — интроверты: 17. СССР: 5, Россия: 8.
Сенсорики — интроверты: 9. СССР: 7, Россия: 1.

МГ24
Логики — экстраверты: 48. СССР: 10/28, Россия: 14/30
Этики — экстраверты: 36. СССР: 6, Россия: 7
Логики — интроверты: 22. СССР: 9, Россия: 8
Этики — интроверты: 4. СССР: 3, Россия: 1

© Владимир Львов, 2024



Ваш комментарий:


Имя: (по-русски) 

Email: (не показывается) 

 Текст: (60-1200 знаков; HTML фильтруется ) 

  








Поиск
  





Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

 




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика