О Наполеоне Бонапарте (1769-1821) немало написано и без помощи социоников, на долю которых осталась важная работа. Решение Аушры Аугустинавичюте назвать один из типов в честь императора — хороший повод для анализов и проверок. Работы с сомнениями в версии СЭЭ появлялись и раньше. Метод типирования по анализу реальных слов реального человека с помощью признаков Рейнина позволяет по-новому взглянуть на проблему.
Прежде всего, определим стиль речи, чтобы больше к нему не возвращаться. Это
статика, вот самая наглядное по этой части из многочисленных высказываний императора. Фразы оторваны друг от друга:
«Военное искуство – это простое искусство, вся суть его в исполнении; | оно не допускает неопределенности; в нем все от здравого смысла, ничего от идеологии... | Оно не требует сложных маневров, предпочтительны самые простые; превыше всего требуется здравый смысл... | Это как кулачный бой: чем больше наносишь ударов, тем лучше... (экстравертная сенсорика) | Все искусство войны заключается в хорошо продуманном, исключительно осмотрительном отступлении и дерзком и быстром наступлении... | Надо быть медлительным в процессе принятия решения и стремительным в исполнении.»
Налицо
предусмотрительность и
экстравертная сенсорика, а также
решительность. Для рассудительного, наоборот, медлительность в принятии решений и стремительность в исполнении — слишком естественный подход, чтобы представлять ценность. Наполеон же знает, что всегда может принять решение и может себе позволить подумать, но при этом стремительность в цене.
«Крупные сражения выигрываются артиллерией. | Артиллерия стала сегодня подлинным вершителем судеб армий и народов. | Ударами пушек бьются как ударами кулаков... Искусство состоит в том, чтобы сосредоточить максимум огня на одной точке. Как только начата схватка, выигрывает ее наверняка тот, кто изловчится внезапно и незаметно для противника доставить на место неожиданную для него массу артиллерийских орудий.»
И вновь
статика и
экстравертная сенсорика в сочетании с
экстраверсией (типично объектное описание; масштаб говорит за себя) и
предусмотрительность, свойственная
экстравертным сенсорикам — четкие, не допускающие возражений суждения. Есть два типа с этими признаками — СЛЭ и СЭЭ, именно вокруг них и спорят соционики по поводу Наполеона.
«Могущество Англии, коим ныне обладает сия держава, покоится на исключительном праве, осуществляемом ею в отношении остальных народов и поддерживаемом ею одной. Почему, спрашивается, только она пользуется сим преимуществом, в то время как другие остаются ни с чем? Доказательство, что Англия, и только она одна, извлекает выгоды из того, что принадлежит другим, заключается в том, что она существует лишь благодаря своим таможням и своей торговле...»
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Озадачивает математическое построение фразы про доказательство, странное для СЭЭ с его болевой структурной логикой. На поставленный вопрос следует ответ — аргумент в пользу
деклатимности — в ней можно будет не раз убедиться, перечитывая не допускающие малейшего сомнения утверждения Наполеона. Далее:
«Если б имел я слабость уступить в некоторых пунктах, дабы только заключить невыгодный для себя мир, то не прошло бы и четырех лет, как весь континент в один голос стал бы упрекать меня за то, но было бы уже поздно. Моря оказались бы закрыты для нашей морской торговли, а Англия, воспользовавшись перемирием ради желанной передышки, чтобы вновь и вновь набивать свои сундуки, стала бы повелевать всем и вся...»
Казалось бы, Наполеон критикует того, кто
уступил бы англичанам, но... в соционическом смысле уступить с целью заключить желанный мир — это скорее позиция упрямого, подход Наполеона говорит об его
уступчивости — неприкосновенны для него ресурсы, а не интересы. Закрытые моря и могущество Англии в его глазах — слишком ценные ресурсы, чтобы жертвовать ими ради интереса к заключению мира.
Еще один аргумент в пользу
уступчивости — разнос, учиненный гофмаршалу в расшитом мундире:
«В мою бытность младшим лейтенантом это стоило гораздо дешевле. Я не хочу платить дороже других».
«Невзирая на поношения, я не боюсь за свою репутацию: будущее меня оправдает. Истина восторжествует, и добро, сделанное мною, будут судить наравне с моими ошибками.»
Наполеон лучше осознает свои
ошибки и поношения в свой адрес и стремится лишь
оправдаться. Это подход
негативиста. Видно и
результативное построение фразы: резкий переход от настоящего к будущему и желание добиться в нем нужного исхода. Обратите внимание на масштаб цели: это неограниченное во времени направление —
стратегия.
«Моя истинная слава — не сорок выигранных битв: одно Ватерлоо изглаживает воспоминания о стольких победах! Но что никогда не забудется, что будет жить вечно, это — мой Гражданский кодекс»
Классическое
негативное построение фразы: чтобы добраться до Гражданского кодекса, Наполеону приходится сначала вспомнить о том, что он
не считает своей истинной славой и даже про Ватерлоо! И снова —
результативный скачок из настоящего в будущее.
Еще несколько примеров на
негативизм и
результат:
«Я не знаю полуправа... Надо создать прочный правовой порядок, если хочешь избежать тирании.» Снова — негативизм и результат.
«Без кавалерии битвы не приносят результатов».
«Меня огорчает мой образ жизни: заставляя отдавать мои часы жизни военным компаниям, он не позволяет уделять нужное внимание тому, что составляет главный предмет моих забот и стремлений (стратегия), — образцовой и солидной организации всего относящегося к банковскому делу, промышленности и торговле.»
«Когда я пришел в правительство, нация бросилась к моим ногам. Я взял себе меньше власти, чем мне предлагали».
«Сельское хозяйство — душа, главная основа империи. Промышленность — достаток, благополучие населения. Внешняя торговля — изобилие, искусное использование плодов двух первых сфер».
«Я мыслю категориями нации. Я привлекаю всех, у кого есть способности и воля идти со мной вместе... Со мной будут честные люди, независимо от их политической окраски.»
«Право – это самый сильный инструмент управления... Я не знаю, что такое женщина большей или меньшей чести. Либо она спала со своим возлюбленным, либо нет. Право подобно чести.»
Автора таких слов трудно записать в этики. Болевая интровертная этика налицо.
Еще о семье:
«Я очень порядочный человек. Я имею глупость верить в святость семейных уз».
«Всякому обществу необходим глава; в семье глава — муж.»
Придя к власти, Наполеон стал отчитывать на публике жену Жозефину за вольности ее круга в одежде:
«Разве Вы не видите, что Ваши подруги — голые?»
.
Он заставил многих своих приближенных навести порядок в личной жизни и оформить брак, не особенно разбираясь, нужно ли им это — странный подход для этика.
«Если бы развод вошел в наши нравы, это было бы большим несчастьем! В самом деле, какая судьба ждет разбитые семьи? Какая судьба ждет супругов, которые, прожив вместе в самом тесном союзе, вдруг становятся чужими и, тем не менее, не могут забыть друг друга? Какая судьба ждет детей, у которых нет больше отца и которые не смогут соединить в одном объятии разделенных теперь творцов их дней!»
Конструктивизм: эмоциональные переживания всех людей Наполеон считает долговременными — видимо, на своем опыте. По его представлению, разрушенные семьи должны давать повод для эмоций — нормативная, референтная экстравертная этика.
И последний штрих к сильной структурной логике и слабой этике императора:
«Женщине надо внушить, что, выходя из-под опеки своей семьи, она переходит под опеку мужа».
Предусмотрительность, и аристократизм: Наполеон хочет, чтобы во всех семьях соблюдалась социальная иерархия, в которой место женщины — под опекой. Еще один пример на аристократизм:
«Слуг режима надо искать в уважаемых семьях, в первую очередь в хороших семьях, которые принадлежат к тем, кто раньше назывался «третьим сословием», — к самой здоровой части населения, имеющей самые многочисленные и самые тесные связи с правительством.»
Утонченное понимание социальных групп. Видна и предусмотрительность: четкое понимание без тени сомнения, где искать слуг режима.
Бен Вейдер в своей книге «Блистательный Бонапарт» рассказывает, как после выволочки Наполеон отправил министру извинения в такой форме:
«Гнев прошел, он не оставил никакого следа, надеюсь, вы не будете держать на меня зла».
Вновь негативное построение. Быстро проходящий гнев — скорее удел эмотивистов, но сама озабоченность его последствиями заставляет подозревать, что у Наполеона дело обстояло не так. Это
конструктивизм.
Известная самохарактеристика императора:
«Не думайте, что у меня, в отличие от других, бесчувственное сердце. Я даже довольно добрый человек, но со времен ранней молодости я старался замолчать эту струну, которая с тех пор не издает ни звука».
Попытка заглушить нежелательные эмоции — это свойственно
конструктивистам.
Налицо:
сенсорика, статика, экстраверсия, результат, негативизм, стратегия, логика, деклатимность, результат, предусмотрительность, уступчивость, аристократизм. Единственный тип, который обладает этими признаками:
сенсорно-логический экстраверт (Жуков).
Напоследок — исторический анекдот: однажды маршала Жукова на Политбюро обвинили в бонапартизме. Он ответил: «Сравнение неверное: Наполеон проиграл войну, а я выиграл». Слова из тех, которые Наполеон не отказался бы сказать сам... И лишнее свидетельство тождественности социотипов двух полководцев.
Источники:
- Бен Вейдер «Блистательный Бонапарт» (М., Международные отношения, 1992).
- Максимы и мысли узника Святой Елены
- Корсиканец. Дневник жизни Наполеона в его собственных словах.
© Владимир Львов, 2007