Люди творческих профессий. Музыканты. Их проверено немало, несколько сотен. Отличаются ли они от остального мира, или среди них делают
погоду те же типы, что и на рынке труда? Скорее второе. Но есть и отличия. А еще и перемены, за последние 50 лет их было немало. А теперь, с развитием искусственного интеллекта, и сама профессия музыканта оказалась под угрозой. Самое время подвести итоги нашего исследования.
Поддержать уже проделанную нами работу и ее продолжение можно здесь. Автор признателен всем, кто уже это сделал.
Скачать поименный список проверенных музыкантов можно здесь
Смотрите также:
Профиль композитора
Как это делалось?
С типами музыкантов мы работаем все 18 лет практики. Начиная с 2006 года, когда методы диагностики только вырабатывались, главным источником был текст, а Youtube вышел на поверхность годом позже.
Получите PDF «Вы и ваш тип»
С тех пор многое поменялось. Отдельные ошибки пришлось исправлять с помощью видео. Youtube радикально облегчил возможность диагностики типов музыкантов, как и других известных людей. Можно ориентироваться на визуальные проявления квестимности — деклатимности, конструктивизма — эмотивизма, которые позволяют снизить минимальный объем источников до 2-3 минут, и, при необходимости, оценивать профили десятков людей в день. Даже до появления автоматизированного решения, которое не за горами.
Как можно работать с такой скоростью, и насколько это оправдано? Если ошибки были при работе с текстами, их можно избежать при внимательном просмотре видео. Здесь выбор быстро сводится к полутора версиям: убедиться, что перед тобой статик, квестим и позитивист. Возможные версии: ИЛЭ и СЭЭ. И те, и другие встречаются часто. Здесь надо быть особенно внимательным, наблюдать за жесткой или подвижной мимикой лица — что здесь тренд, а что — реакция на раздражители, которая бывает обратной. У конструктивистов ненадолго загораются глаза, у эмотивистов взгляд застывает, вплоть до попытки изобразить poker face.
Примечание: если вы не учились этому на сотнях случаев с самостоятельными ответственными решениями,
не пытайтесь повторить, идите учиться!
В поле зрения попали сотни музыкантов, на момент публикации исследования — 374. Большинство из них — западные музыканты, которые работают в тяжелых и серьезных жанрах (hard rock, progressive rock, heavy metal, extreme metal, alternative). Но есть и представители русского рока, отечественной и зарубежной поп-музыки. Годы рождения — с 1930 по 1994, основная масса — с 1940 по 1984.
Лидеры и редкие
Результаты такие:
ИЛЭ — 72 — 19.25%
СЭИ — 2 — 0.53%
ЭСЭ — 2 — 0.53%
ЛИИ — 25 — 6.68%
ЭИЭ — 25 — 6.68%
ЛСИ — 5 — 1.34%
СЛЭ — 8 — 2.14%
ИЭИ — 18 — 4.81%
СЭЭ — 85 — 22.73%
ИЛИ — 30 — 8.02.%
ЛИЭ — 58 — 15.51%
ЭСИ — 3 — 0.80%
ЛСЭ — 1 — 0.27%
ЭИИ — 3 — 0.80%
ИЭЭ — 25 — 6.68%
СЛИ — 12 — 3.21%
Как и в любой нише, типы можно распределить на 3 группы:
1. Лидеры (215 из 374)
СЭЭ, ИЛЭ, ЛИЭ
2. Середина (143 из 374).
ИЛИ, ЛИИ, ЭИЭ, ИЭЭ, ИЭИ, СЛИ, СЛЭ. Два последних типа записаны сюда авансом, на фоне по-настоящему редких.
3. Редкие (16 из 374)
СЭИ, ЭСЭ, ЛСИ, ЭСИ, ЛСЭ, ЭИИ.
С редкими ситуация почти предсказуемая. Но есть аномалия: ЛСЭ, которых в списке 100 бизнесменов России больше всего, и среди IT-разрабочиков немало. Здесь они представлены одним человеком, и самым возрастным (Рэй Чарльз, 1930-2004). Незрячий черный американец старшего поколения — случай аномальный на фоне ЛСЭ, которые вполне могут увлекаться музыкой, но для карьеры выбирают другие, более надежные методы. У автора — двое знакомых этого типа, которые годами играют в любительских группах, слушают массу материала, но работают по другому профилю.
Остальные редкие типы редки от профессии к профессии. Аномалией можно назвать достойные 18% ИЭИ, которые обычно составляют им компанию. В их числе не только шоумэны Оззи Осборн и Роба Хэлфорд, но и Пол Маккартни или уникальный гитарист Стив Стивенс. В целом люди профессиональные и авторитетные. А был еще Дмитрий Шостакович — крупнейший композитор, который писал сложнейшую музыку.
Как мы видим на примере ИЭИ, в творческих профессиях шансы могут быть. И сферы применения тем, кому сложно пробиться, подбирать можно и нужно. Хотя эксперимент по оценке рождаемости людей разных типов через школьные классы этом фоне становится еще более актуальным, и каждому, кто читает эти строки, стоит задуматься о содействии в этом деле.
В целом, лучшие перспективы стать музыкантами имеют интуиты и СЭЭ. Остальные сенсорики в целом менее мотивированы к раскрытию музыкальных способностей.
Технократы вместо аристократов
Наконец, самое интересное — тренды и их эволюция. Кого много, почему много, и как это менялось со временем?
Тройка ведущих типов среди музыкантов та же самая, что и в потоке собеседований, но ЛИЭ несколько меньше, чем СЭЭ и ИЛЭ. Музыка — не мейнстрим, не бизнес, не финансы и не технологии, и раз шансов много, многие способные ЛИЭ туда и идут.
Еще одна аномалия — также с социальным подтекстом. Аристократов оказалось меньше, чем интровертов, что бывает нечасто, хотя среди юристов мы наблюдаем похожую тенденцию. Что важнее — почти все западные музыканты — аристократы — люди эпохи классического рока, чей успех пришелся на 60 — 80-е годы прошлого века. Среди музыкантов более поздних лет, работающих в серьезных жанрах, аристократов —единицы, редкие интуитивные этики на фоне 5 типов, на которых все держится: интуитивных логиков всех типов и СЭЭ.
Что случилось в 1990-е годы, автор в роли рок-журналиста наблюдал воочию: насаждение альтернативной моды, ломка традиций, в результате которой рок чистых линий, в котором ценились умение играть и здоровое шоу, был далеко задвинут — сначала Nirvana, потом Offspring или Limp Bizkit. Грязное искаженное звучание оказалось в цене.
Классические рокеры к 1999 году воспряли духом, но уже не в прежнем масштабе. К этому времени сам процесс работы над музыкой изменился. Аналоговое оборудование уступило место компьютерам, появился Интернет, продажа физических носителей просела, а работа над музыкой приблизилась к работе IT-разработчика. Репетиций стало меньше, удаленной работы — больше. Последние 25 лет альбомы создаются по переписке, из разных локаций.
Кто справился лучше? Ответ очевиден. Интуитивные логики как прирожденные технократы и СЭЭ как самые выносливые и контактные.
Что касается аристократов — возможно, на примере музыкантов мы убеждаемся в том, как для этих типов важен статус, престиж профессии и рода занятий. 70-е и 80-е годы были периодом расцвета классического рока во всех видах. Это ценилось. Людей привлекал успех на этом поприще, примерно как сейчас — искусственный интеллект, криптовалюта или маркетплейсы. Технологий было меньше, общения больше, от чего интуитивным этикам было легче.
В силу особенностей типов (если экстраверты, то негативисты, в том числе ригидные ЭИЭ и СЛЭ) аристократы не могли даже в лучшие для сцены годы претендовать на главную роль, но стойким меньшинством они были. Наряду с группами из демократов (Led Zeppelin, Queen, Rush, Iron Maiden, Dream Theater, Tool) мы видим составы, в которых аристократы были в большинстве. 3-4 составы Deep Purple, 1-2 составы Def Leppard — 3 к 2, ELP — 2 к 1, первый состав Van Halen — 3 к 1, второй состав Yes — 4 к 1. Для групп 1990-х и более поздних поколений — нереально.
Возможная причина — из престижного занятия для рисковых людей рок-музыка превратилась в рутинную техническую работу по стандартам там, где их не было. В исследовании по шахматистам мы уже приводили слова известного по работе с Оззи Осборном в 80-е годы гитариста Джейка Ли (ИЛЭ) о том, как он и его коллеги учились сами и находили нестандартные ходы, а теперь все учатся одному и тому же на Youtube. Стоит ли удивляться, что нынешние музыканты во многом подобны программистам, а часто одно и другое вместе — люди зарабатывают в IT и играют в качестве хобби?
Мы вряд ли дождемся новых интуитивных этиков, таких, как гитаристы-реформаторы Эдди Ван Хален, Рэнди Роудс (оба ИЭЭ), Ингви Мальмстин (ЭИЭ) или Джо Сатриани (ЭИИ).
Да и
оригинальные басисты — ИЭЭ, от Билли Шиэна и Тони Левина до Леса Клейпула и Стива ДиДжорджо — выдвиженцы 70-х и 80-х.
А вот что профессии музыканта серьезно грозит, вы уже догадались: вытеснение человеческого интеллекта искусственным. Интернет переполнен дипфейками — композициями, сгенерированными нейросетями . На многих из них группа якобы играет в стиле другой, чего никогда не делала. Автор слушал доклад Артемия Лебедева (ЛИИ) о том, что профессия дизайнера убита Midjourney и подобными ему ИИ-сервисами.
Многие считают ИИ-дизайн и ИИ-музыку дурным тоном, но попробуй отличи. Догадайтесь, какие типы больше всего преуспели в создании ИИ-контента. Много ли не интуитивных логиков? Но это другая профессия, в которой ценятся не навыки владения инструментами, голосом или умение сочинять. Люди, которые хотят играть и сочинять сами, есть и будут, но многие выберут работу с нейросетями, особенно, если на нее есть спрос. Чем моложе, тем больше. Лучшие годы позади, а будущее вселяет тревогу.
Немного статистики
Музыканты против немузыкантов
СЭЭ — лидеры в списке, но среди композиторов (о них будет отдельный разговор) их вдвое меньше, чем среди немузыкантов. Остальные сенсорики среди проверенных композиторов почти отсутствуют.
Среди композиторов преобладают интуиты-экстраверты (преимущественно ЭИЭ и ЛИЭ)
Среди гитаристов интуиты — иррационалы встречаются вдвое чаще, чем среди немузыкантов.
Среди барабанщиков ЛИИ и ИЭИ в 3.5 раза больше, чем среди немузыкантов.
Среди певцов выделяются этики — иррационалы — эмотивисты (до 3.6 по сравнению с немузыкантами).
Среди басистов выделяются ИЭЭ (в 5 раз больше обычного) и ЛСИ (в 2.5 раза больше).
Признаки
Экстраверты — 276 / Интроверты — 98
Статики — — 226 / Динамики — 148
Интуиты — 256 / Сенсорики — 118
Логики — 211 / Этики — 163
Иррационалы — 252 / Рационалы — 122
Квестимы — 241 / Деклатимы — 133
Стратеги — 218 / Тактики — 156
Эмотивисты — 219 / Конструктивисты — 155
Позитивисты — 255 / Негативисты — 119
Процесс — 223 / Результат — 151
Беспечные — 202 / Предусмотрительные — 172
Упрямые — 209 / Уступчивые — 165
Решительные — 232 / Рассудительные — 142
Объективисты — 217 / Субъективисты — 157
Демократы — 277 / Аристократы — 97
Лабильные — 278 / Ригидные — 96
Некоторые малые группы
Квадры (МГ1): 1 — 101, 2 — 56, 3 — 176, 4 — 41
Клубы (МГ5): ИЛ — 185, СЭ — 92 (85 СЭЭ), ИЭ — 71, СЛ — 26.
Матрицы (МГ28): М1 (интроверты — иррационалы) — 62, М2 (интроверты — рационалы) — 36, М3 (экстраверты — иррационалы) — 190, М4 (экстраверты — рационалы) — 86 (83 БИ)
МГ15: ЧИ — 125, БС — 17, БИ — 131, ЧС — 101.
МГ9: БЛ — 110, ЧЭ — 47, БЭ — 116, ЧЛ — 101.
© Владимир Львов, 2024