Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ)
Штирлиц, ESTJ
На основе книги
«Соционика 2.0 — типы людей и социальные лифты» (2018 / 2021).
Признаки
Экстраверсия,
логика, сенсорика, динамика, квестимность, тактика,
эмотивизм, негативизм, рациональность, процесс, предусмотрительность, уступчивость, рассудительность, объективизм,
аристократизм.
Уровень контакта: лабильность (9/6).
Экстраверсия — взгляд на мир преимущественно через объекты. Эти объекты трудно не заметить и отстраниться от них. Собственные ощущения и отношения имеют вспомогательный характер и по сравнению с внешними объектами находятся на втором плане.
Сенсорика — установка на восприятие непосредственно через органы чувств и конкретные предметы.
Получите PDF «Вы и ваш тип»
Логика — Закономерности, факты и смысловые построения понимаются лучше, чем внутренние отношения и энергетическая притягательность.
Динамика — время не фрагментировано; изменения плавные, без резкого перехода. В речи одна тема плавно переходит в другую.
Квестимность — внешнее побуждение к коммуникации; ощущение себя как одной из сторон в диалоге. Хорошо различимые на невербальном уровне сигналы к собеседнику. Преобладают интонации с повышением голоса в конце фраз.
Тактика — ближайшие шаги осознаются лучше, чем магистральное направление и далекие цели.
Эмотивизм — быстрое восприятие эмоционального
фона, зависимость от него. Эмоции быстро возникают и быстро проходят; эмоциональная окраска давно прошедших событий стирается.
Негативизм — негативные стороны, нехватка и недостаток чего-либо осознаются лучше, чем наличие и позитивные стороны.
Рациональность — повышенная склонность давать оценки, называть вещи своими именами, в восприятии реальности присутствуют определенные фильтры.
Процесс — установка на глубокое погружение в выполняемые действия.
Предусмотрительность — склонность воспринимать ситуации как типовые и подходить к ним с точки зрения старого опыта.
Уступчивость — приоритет ресурсов над интересами. Желание активно следовать цели определяется наличием под рукой ресурсов для ее достижения. При их нехватке от цели можно сравнительно легко отказаться. Склонность уклоняться от активного спора и выяснения отношений, если не затронуты жизненно важные ресурсы.
Рассудительность — спокойное, расслабленное состояние воспринимается как нормальное; для активных действий нужна мобилизация с последующим возвращением в расслабленное состояние по их завершении. Повышенная забота о комфортных условиях; склонность к принятиям решений не в один момент.
Объективизм — вера в существование объективно истинных вещей, правильных методов, предпочтение фактов абстрактным логическим доводам, осознание разницы между знакомыми и незнакомыми людьми и необходимость процедуры знакомства.
Аристократизм — восприятие окружающей действительности с повышенным элементом предвзятости, взгляд на людей с опорой на статус и групповую принадлежность.
Ключевые преимущества и риски
Ключевые преимущества: умение разобраться в деле, обстоятельность, обходительность, умение произвести впечатление уверенного в себе человека без излишнего давления.
Ключевые риски: сложно успевать в срок и делать несколько дел, излишняя тяга к затыканию дыр, неподготовленность к нестандартным ситуациям, корыстные намерения (свои и приписанные окружающим).
Структура речи. Как распознать?
Плавная речь с периодическими повышениями голоса в конце фраз, и посматриваниями на собеседника.
Много прямых и косвенных отрицаний и негативных оборотов.
Характерные черты
Умение разбираться в подробностях дела, чувство собственной правоты.
Неторопливость в принятии решений, склонность принимать их, взвесив плюсы и минусы.
Консерватизм. Опора на стандартные методы и решения.
Устойчивость во взглядах и привязанностях, стремление навесить ярлыки окружению и системе понятий.
Умение считать деньги и ресурсы до последнего. Мелочность в расчетах, тяга экономить.
Склонность заботиться о себе и окружающих.
Тяга к материальному комфорту, гедонизм. Стремление «отдыхать на работе». Хорошая усидчивость.
Хороший контроль пространства и территории, привычка чувствовать себя хозяином.
Внешняя эмоциональность, иногда повышенная раздражительность.
Стремление успеть и не опоздать — заметный источник беспокойства.
Риск ограничиться затыканием дыр.
Склонность основательно делать одно дело, попытки делать несколько дел нежелательны.
Неоправданное доверие или подозрительность к окружающим, возможно стремление приписать им несуществующие намерения и мотивы.
Мифы и реальность
ЛСЭ — тип людей, по поводу которых до появления современных методик диагностики сложилось представление: приятные, обходительные люди с деловой хваткой. Определенную роль в этом сыграла фигура Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова — с удачным попаданием в тип. Сами ЛСЭ проявили себя намного шире.
Это люди с установкой на процесс, которым удобнее делать что-то одно — если надо, часами. По усидчивости ЛСЭ дадут фору многим интровертам. Сутки за компьютером, длинный день в офисе или на торговой точке — не проблема (с разумными перекурами и чаепитиями).
ЛСЭ чувствительны к прерываниям, к плохим новостям — ко всему, что может нарушить покой, сбить с настроения. Это переходит в эмоциональные выбросы — посмотрите телешоу Владимира Соловьева, в котором несколько экспертов (Д. Куликов, С. Багдасаров, В. Карасев, С. Килинкаров, Б. Надеждин) делают погоду. Совсем бесполезно вмешиваться в общение ЛСЭ и ЭИЭ с подкалываниями и с одинаковым зависанием в процессе.
Вопреки «общественным ожиданиям» от рационалов, ЛСЭ могут допустить «управляемый бардак». Они знают, где что лежит, но кажется, что они обложились баррикадой и пребывают в ее центре посреди лишних вещей.
Таким может быть не только рабочее место: автору довелось проехаться в машине знакомого с неработающей тормозной педалью; водитель управлялся с ней с помощью ручного тормоза.
Соционика старой школы считает слабым местом людей этого типа чувство времени. Поспевать им действительно сложно: приходится напрягаться. Хозяин офиса в удаленном месте Москвы по пятницам ближе к 16 часам беспокоился, чтобы не попасть в пробку. Его же слова: «У тебя в два часа утро».
Другой ответ из анкеты (заполнявшейся при общении с супругой): «Никогда не опаздываю. Если опаздываю, только из-за тебя. Что стоило пораньше письма в налоговую отправить? Целой недели было мало?..»
Из этой же анкеты о пользе как критерии общения с людьми:
«Веселье сдерживать надо. Если ты вчера веселился, а утром проснулся, и у тебя в карманах денег нет, башка пухнет — какая ж это польза? Польза, когда кто-то контакты налаживает. Тогда есть от веселья польза… Анька твоя — веселая, но бесполезная».
Характерное для ЛСЭ слово «ступор» — реакция на внезапные раздражители. Им нужно время, чтобы опомниться и сообразить, что к чему.
И такое: «БДСМ не практикую, хотя довелось попробовать. Была как в подчиненной, так и в доминирующей роли. Воспринимала все как игру, не больше. По душе ближе оказалась роль Госпожи, то-то досталось бедолаге… Впрочем, сам виноват, раз напросился».
Социальные лифты, карьера
У ЛСЭ хорошие шансы стать крепкими хозяйственниками, администраторами и ценными работниками практически в любой сфере — от материальной до информационной.
Они неплохо разбираются в деле, общительны, не лишены чувства юмора, заботятся об окружающих. Но есть и ограничения: они склонны «залипать» в процессе, раздражительны к неожиданностям, им сложно успевать за временем. Но не только: они придерживаются привычных решений и редко разбираются в тонкостях ситуации. Им сложно увидеть путь развития на годы вперед. Это прирожденные «затыкатели дыр»: где отвалилось, где протекает, там и надо чинить.
Карьера ЛСЭ развивается поэтапно, иногда зигзагообразно. Куда занесет, там и надо осваиваться. Люди этого типа могут планировать шаги, но им сложно удерживать цели на годы. Проще найти работающие варианты здесь и сейчас, даже не самые оптимальные. Девушка этого типа, устав от кабинетной работы, попробовала себя в роли водителя трамвая.
Именно так в пробивались классики русской литературы Антон Чехов и Максим Горький. Последний на исходе жизни с характерной неразборчивостью в людях попал под обаяние сталинского режима.
Знаменитости. Вклад в историю
Лидеры стран: Гай Юлий Цезарь, Леонид Кучма, Виктор Ющенко, Сильвио Берлускони, Петр Порошенко, Романо Проди, Никол Пашинян.
Политики: Михаил Барклай-де-Толли, Петр Столыпин, Михаил Мишустин, Адлай Стивенсон, Майкл Пенс, Борис Березовский, Борис Немцов, Владислав Сурков, Владимир Васильев, Владимир Якунин, Андрей Белоусов, Игорь Коломойский, Максим Орешкин, Павел Грудинин, Валерий Залужный, Леонид Слуцкий (ЛДПР).
Бизнесмены: Михаил Ходорковский, Сергей Мавроди, Тим Кук, Араз Агаларов, Виктор Бут, Рубен Варданян, Анатолий Карачинский.
Писатели: Антон Чехов, Максим Горький, Теодор Драйзер, Захар Прилепин.
Актеры: Мэрил Стрип, Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Эльдар Рязанов, Анна Семенович, Лариса Гузеева, Вера Алентова, Сергей Светлаков, Иван Ургант.
Ученые: Андрей Туполев, Татьяна Черниговская.
Футболисты, тренеры: Марчелло Липпи, Лучано Спалетти, Карло Анчелотти, Массимилиано Аллегри, Руй Витория, Джорджо Кьеллини, Маркус Рэшфорд, Артем Дзюба, Федор Смолов.
Остальные: Владислав Третьяк, Сергей Доренко, Аскольд Запашный, Илья Варламов, Радислав Гандапас.
Воспитание детей, профориентация
Можно и нужно полагаться на самостоятельность таких детей. Стимулировать через интерес, а не пытаться контролировать.
Выбор профессии — практически не ограничен, можно исходить из пожеланий самого ребенка. Лучше, если будущая работа связана с физическими объектами и ручным трудом: медицина, автосервис, конструирование, ресторанный бизнес. Финансы, технологии, управление, политика, право также не противопоказаны.
Дополнительное обучение, кружки, секции — в любом направлении. Лучше — с опорой на ручной труд: моделирование, изобразительное искусство.
Важно, чтобы инициатива исходила от ребенка или активно им поддерживалась.
Спорт — любой. Важно, чтобы ребенок приучился к занятиям спортом как профилактике от лени.
Не стоит требовать от ребенка умения делать все быстро и успевать. Лучше развивать умение делать обстоятельно и на совесть, но приучать доводить до конца.
Инициативы будет немало, ограничивать ее бессмысленно; реальная цель — убедить в соблюдении техники безопасности и методом наглядного убеждения направить в нужное русло.
Лучше исходить из того, что у ребенка есть мнение, если он знаком с темой. Переубедить можно, показав выгоду или наглядную очевидность аргументов.
Уместно пробуждать чувство заботы и ответственности за окружающих и учить выражать его в конкретных делах.
Можно полагаться на то, что такие люди достаточно универсальны, могут найти себя почти в любом деле.
Можно подсказать направление, дать материалы, ссылки в Интернете, учебные видео: «здесь будет интересно, можно освоить это дело».
Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.
Можно полагаться на развитое чувство авторитета. Родитель должен стремиться быть авторитетной фигурой и подкреплять это интересными делами.
Можно показывать выгоду почтительного тона с окружающими, но не стоит выговаривать за вольности в языке.
Лучше быть готовым, что ваш ребенок понабивает шишек, от травм и болезней до увлечений и компаний. Запрещать — бессмысленно, куда надо, он доберется.
Не стоит предлагать ребенку делать выбор профессии на годы. Предпочтения будут меняться; конечный выбор будет сделан по обстоятельствам в конкретной ситуации.
Попытки заработать могут проявляться рано. Главное, чтобы способы не были неэтичными и противозаконными. Если такие планы будут проявляться, уместно показать, что можно сделать в рамках правил, и что способов заработка много.
Случаи из практики
ЛСЭ часто считают себя этиками. Причины разные — контактность, проблемы в делах (издержки негативизма), обучение в соционическом центре с неправильной версией типа.
© Владимир Львов, 2006-2023
‣ «Соционика 2.0. Типы людей и социальные лифты». Приобрести авторскую электронную версию книги (641р.):
‣ Самое важное — у вас под рукой! Все о 16 типах из наших книг! (PDF, 350р.)
‣ Новый список проверенных знаменитостей (более 1400 человек, XLS, 350р.)
‣ Есть вопрос автору?